Примерное время чтения: 6 минут
749

«Почему мы боимся быть собой?» Лихие 90-е убили в людях духовность

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ на Оби №48 25/11/2015
Сцена из спектакля «Жанна».
Сцена из спектакля «Жанна». / Фрол Подлесный / Новосибирский театр "Красный факел"

Чтобы выжить в 90-е годы, людям пришлось озлобиться и разучиться любить, – считает Константин Колесник, режиссёр, актёр театра «Красный факел». Об этом и много другом с ним общался наш корреспондент. 

Торговля убила духовность

Диана Соломина, «АиФ»- Новосибирск: – Константин Иванович, героиня спектакля «Жанна» – женщина властная, жестокая, лишённая сострадания, морали. Это прототип многих современных людей? Что сделало её такой? Может быть, это влияние столь тяжёлых для нашей страны 90-х, в которые на долю этой бизнесвумен выпало немало испытаний?

Константин Колесник: – В то сложное время всем пришлось нелегко. Я знаю учёных, которые в 90-е бросили диссертации и стали челноками, научились давать взятки. Тогда процветал рэкет, были в моде кожаные плащи, спортивные костюмы. Кто шёл в бизнес, стоял перед выбором: идти по головам или умереть от голода. Жанна выбрала первое.

– Таких, как она, много в современной России?

Очень. Трудности 90-х переросли во всероссийскую проблему под названием материализация общества. Поэтому сейчас во главе угла стоят не культурные и человеческие ценности, а богатство и сила. Богатые люди правят миром, считают россияне. Авторитетнее тот, у кого больше денег или власти. Всё это вымывает из людей духовность, заставляет их думать только о себе и своих интересах. Олигархов, которые занимаются благотворительностью, вкладывают средства во благо города или отдельных граждан, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Кстати, эта проблема начала формироваться задолго до наступления 90-х годов. Вспомним, например, Россию периода начала 20 века. Тогда прослойка культурных образованных людей резко начала увеличиваться. Одно за другим стали появляться новые открытия, вот-вот должен был произойти новый важный рывок в науке, культуре и технике. Но сему помешали война и революция. Культурная интеллигенция вынуждена была уехать из страны или была уничтожена.

–Разве не считается сейчас, что в советское время образование было хорошим? СССР считался самой читающей страной.

– Да, это так. После победы в Великой Отечественной войне в обществе вновь появилась энергия созидания, восстановления разрушенных ценностей. Катастрофа заставила людей объединиться и развиваться в едином направлении. В 60-е годы страна была на очень высоком культурном и научном уровне. Тогда стало модным быть учёным, поэтом. Гагарин полетел в космос, стал развиваться театр, а также кино, появился стиль в мебели, в архитектуре, в одежде. К сожалению, благодаря всевозможным запретам это переросло в застой, который продлился вплоть до 90-х годов.

Константин Колесник
Константин Колесник Фото: Новосибирский театр "Красный факел"

Тяга к комфорту нас спасёт

– 90-е годы вызвали общественный регресс?

Скорее, это время, когда всё изменилось. В 1990 году мне было 18 лет, я только поступил в театральное училище. Знаете, с чего начался мой первый в жизни семестр? Со студенческой забастовки. Учащиеся требовали отставки директора, предоставления мест в общежитии. Несколько месяцев у нас не было занятий и лекций. Революция закончилась только после того, как все требования студентов выполнили. Вот так резко мы свернули с идеологически выверенного пути свободы на путь потребления, и это стало для кого-то, в том числе и меня, настоящим шоком, а для кого-то стартовой площадкой, определившей всю дальнейшую жизнь.

– Но с того времени прошло уже больше 20 лет. Почему Россия всё ещё не ушла с потребительского пути?

К сожалению, мы до сих пор существуем в некой системе и боимся выбиться из неё. Думаю, представители старшего поколения особенно остро это чувствуют. Они знают, что если ты существуешь вне системы, хорошо защищённой со всех сторон, то ты уязвим: тебя могут подставить, посадить, осудить. Кроме того, люди разучились любить, сопереживать, чувствовать боль ближнего, накопили в себе злобу. Им это нужно было, чтобы выжить в непростое время. Например, Жанне из моего спектакля. Она никогда не знает, что такое сострадание, не позволяет себя жалеть. Кроме того, эта женщина одинока. Когда люди сталкиваются с трудностями, им помогают близкие или Бог. Она считает, что у неё нет никого. Поэтому она сама решила свою судьбу, в силу своих представлений о добре и зле.

Досье:
Константин КОЛЕСНИК. Родился в 1973 году. В 1993 окончил Новосибирское театральное училище и пришёл работать в «Красный факел». За эти годы сыграл на сцене театра более тридцати ролей. В 2009 году создал театральную мастерскую «Ангел Копуста», которая занимается постановкой синтетических спектаклей по текстам поэтов-обэриутов – Даниила Хармса, Александра Введенского и других. В 2015 году получил режиссёрский диплом Новосибирского театрального института.
– Что нужно сделать для того, чтобы научить молодежь думать не только о выгоде и деньгах, но и о духовности?

– То, как мы живём сейчас, к спасению не приведёт. Я всегда думал, что общество в состоянии саморегулироваться, но этого пока не происходит. Для большинства людей работа – это не удовольствие, а ежедневная обязанность, которую нужно соблюдать, чтобы получить минимальное количество денег на жизнь. Нет мотивации развиваться, учиться чему-то новому. Кроме того, у нас нет единого пути развития. Сейчас каждый живёт отдельно, по своим собственным устоям и правилам. Всех воспитывают по-разному, мы не знаем, как зовут наших соседей по лестничной площадке, не умеем общаться с людьми. Можно ли это изменить? Да. Но для этого необходимо проявлять инициативу, стремиться раскрывать в себе таланты и постоянно самосовершенствоваться. Мы привыкли жить в дискомфорте,не хотим или боимся что-то изменить. Давайте переборем свои сомнения и тем самым сделаем жизнь лучше, а наши сердца – теплей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах