У кого-то были куплены билеты на премьерные программы, у кого-то – недешёвые абонементы на цикл концертов. Что будет с отменёнными мероприятиями и как сейчас учреждения культуры решают этот вопрос?
Заложники ситуации
НОВАТ, Новосибирский музыкальный театр, театр «Красный факел», молодёжный театр «Глобус», Новосибирская государственная филармония – далеко не полный список учреждений культуры города, деятельность которых пострадала из-за пандемии.
«Мы оказались заложниками этой ситуации. Почти все спектакли периода с марта по июнь были отменены, – комментирует руководитель пресс-службы театра «Красный факел» Артём Ремнёв. – Мы перенесли только два спектакля – премьерный, который должен был состояться 27 и 28 марта, и юбилейный –15 и 16 апреля. Юбилейный спектакль будет сыгран с совпадением числа, но уже в другом месяце. Мы не стали переносить все спектакли, потому что это сложно технически. Но билет на несостоявшийся спектакль зрители могут обменять на показ этого же спектакля в течение 2020 года. Подарочные сертификаты действительны и продлены до конца этого года».
Театр рискует оказаться в сложной ситуации и после снятия карантинных ограничений. Связано это с возможными рекомендациями Роспотребнадзора о специальной рассадке зрителей на безопасное друг от друга расстояние.
«Установок по поводу дистанции в зале и рассадки зрителей пока не было, мы не перекраиваем сетку зрительного зала. Но если такое распоряжение поступит, то сделать это будет очень сложно. Придётся пускать гораздо меньше людей на спектакли, соответственно, придётся повышать цену на билеты, чего бы делать не хотелось. Ведь театр должен быть доступен для зрителя. К тому же если можно рассадить людей на определённом расстоянии в зале, то в гардеробе соблюдать эту дистанцию уже не получится», – поясняет руководитель пресс-службы театра.
Театр заинтересован в том, чтобы предоставить своим зрителям удобный и комфортный выход из этой ситуации. Но вместе с тем сотрудников беспокоят сложности, в которых сегодня они оказались.
«Театр – это механизм, который работает наперёд, – говорит Артём Александрович. – Мы продали билеты на спектакль, и эти средства ушли на подготовку премьерного показа. От государства театр не получал поддержки. Министерство, конечно, может уменьшить госзадание, но и это не поддержка. Из-за карантина нам поступило около полутора тысяч заявлений на возврат денежных средств за спектакли, которые не состоялись, а их более сотни. Мы уже вернули зрителям около 1 миллиона рублей. И должны ещё пять. А денег нет».
Новосибирский музыкальный театр также решает вопрос несостоявшихся спектаклей и работы со зрителями.
«Если нам разрешат работать осенью, то это ещё оптимистичные прогнозы, – сообщают в пресс-службе театра. – Система абонементов у нас нестрогая. Мы решили не дожидаться снятия режима самоизоляции и вывели кассира для возврата денежных средств за несыгранные спектакли. До конца 2020 года по ранее купленному билету можно будет посетить спектакли, которые были перенесены из-за пандемии. А спектакли, указанные в абонементе, можно менять как на спектакли с другими датами, так и на свои денежные средства».
Поддержка филармонии
Новосибирская филармония тоже была вынуждена перенести множество своих программ: здесь и концерты Транссибирского арт-фестиваля, и практически полностью распроданные абонементы, но некоторые из них уже сегодня обещают «отыграть» в следующем сезоне. Самый популярный коллектив филармонии – это Новосибирский академический симфонический оркестр, абонементы которого раскупают почти сразу с момента открытия продаж.
Так, на будущий сезон не продано только 30% абонементов, на текущий сезон – проданы все. В связи с этим немало сложностей добавляют возможные требования Роспотребнадзора.
«Вероятнее всего, в скором будущем нас обяжут рассаживать своих гостей через кресло, что повлечёт за собой немало технических проблем. Чтобы так рассаживать слушателей, придётся делить концерты и добавлять ещё один такой же концертный день, потому что места выкуплены полностью, – объясняет управляющий творческим коллективом Новосибирского академического симфонического оркестра Николай Сизиков. – Сначала мы планировали переносы концертов на июль–август, но оказалось, что и в эти месяцы работать не будем. В абонементах № 1 и № 2 несыгранными остались по три программы. Мы постараемся их вернуть».
Право выбора всегда останется за слушателем, и если у него будет желание возвратить деньги за абонементы, филармония их вернёт. Как отмечает управляющий коллективом новосибирского академического симфонического оркестра, посчитать несостоявшиеся концерты и стоимость проданных билетов несложно.
Со стороны правительства региона филармония ощущает хорошую поддержку: все технические службы работают, штат защищён.
«Министерство очень лояльно. Мы не потеряли ни одного сотрудника за это время, в этом смысле у нас всё стабильно», – говорит Николай Владимирович.
Коллективы учреждений культуры ждут и надеются, что эпидемиологическая ситуация в скором времени позволит им возобновить творческую и концертную деятельность. И вместе с тем они надеются на лояльность, терпение и понимание своих зрителей.