В новосибирском культурном пространстве «Арт Усадьба» 1 октября открылась персональная выставка художника Николая Марци. Он пишет алтайских скифов начиная с 2015 года, в его серии около сотни картин. Художник не воссоздаёт образы скифов с исторической точностью, а показывает, как они видели мир через призму мифологии, поэтому в его картинах много сюрреализма и мистики.
«У меня возникло желание выбрать тему, которая близка и мне, и людям, которые живут в Новосибирске. Они путешествуют на Алтай, видят образы духов, гор. Над этой серией картин я уже работаю много лет. Она кажется мне самому очень цельной, понятной, доступной. Я знаю, что рисовать дальше и знаю, куда расти», - рассказал художник в беседе с АиФ-Новосибирск.
Египетские пирамиды под ёлками
До того, как писать скифов, Николай Марци пробовал выставляться на Западе. Но художнику не понравился европейский подход к живописи, «поверхностный и декоративный, уходящий в абстракцию», поэтому он захотел найти альтернативу.
Марци вспоминает, что на его творческое решение повлиял отец и пешие походы на Алтае.
«Отец был преподавателем истории в НГУ и все время по своим знакомствам отправлял меня со студентами исторического факультета в археологические экспедиции. Они проходили в Хакассии и в Краснодарском крае, и я маленько хлебнул этой археологической романтики.
Во время похода с рюкзаком на Алтай мы с друзьями прошлись по плато Укок, где в 1993 году открыли алтайскую принцессу. И я прошёл мимо её гробницы, где была табличка со справочной информацией. Я осознал, что эта находка перекликается с Древним Египтом. Когда египтяне строили свои пирамиды, у нас в Сибири уже была достаточно развитая культура с самобытным визуальным рядом.
Всё это "склеилось" и вылилось в серию картин. В этой теме ещё нету знаковых художников, поэтому я решил в неё зайти и что-то порисовать».
Картины о жизни скифов внутренне близки для жителей Новосибирска и Сибири в целом, считает художник.
«У нас сибиряков есть легкий комплекс неполноценности в плане того, что всё мировое искусство произошло где-то в Европе. Все египетские пирамиды, греческие и римские цивилизации – оно было там, а у нас только ёлки и медведи. Но когда в 1993 году открыли алтайскую принцессу и предоставилась возможность ее сохранить, пошла волна интереса к этой культуре, особенно среди тех людей, для которых она близка. Особенно это касается нас, новосибирцев. Сел на машину, проехал часов 5-6, доехал до этих мест, видишь эти скифские курганы – и где-то под ними можно достать артефакты, которые ничем не хуже египетских. Вот они, эти пирамиды – прямо под ёлками».
Будущие картины на фоне Алтайских гор
Основной творческий процесс, рассказывает Марци, происходит на Алтае, где он делает наброски интересных образов из повседневной жизни местных. Дорабатывает картины он уже в Новосибирске.
«Я приезжаю на Алтай и делаю заготовки картин. Ловлю какой-то сюжет, его там быстро намазываю на холст, не сильно вдаваясь в детали, и потом привожу сюда. Сейчас у меня сезон закончился. Я ходил по лесам, ловил свой дзен и привёз сюда 20-30 заготовок. Есть просто пейзажи, есть какие-то образы – корова, девушка с ведром. Их я буду доделывать».
Раньше Марци брал сюжеты из фотографий археологических находок и своей повседневной жизни. Так, рассказывает он, игра в футбол напоминала ему сражение, которое он хотел перевести на язык живописи, превратить футболистов в скифов – дать им мечи и посадить их на коней. Но загадочные Алтайские горы, признаётся художник, вдохновляют его больше.
«Когда ты ходишь по тем же местам, по которым когда-то ходили скифы, то представляешь: вот колесница, на которой едет скиф, вот другой едет на лошади и везёт с охоты какую-то добычу, вот детишки играют и пасут овец. Туристы идут, тяжело поднимаются на гору, и ты представляешь – это охотники, которые тащат убитого барана вверх по склону к себе в племя. Эта картинка вырисовывается прямо на фоне гор».
Жизнь предков с мистическим подтекстом
Для многих Алтайские горы – необычное, таинственное место. Марци считает, что скифы воспринимали их так же. Он рисует свои сюжеты через призму их мировоззрения, поэтому его картины, как он сам говорит, «немного сюрреалистичные и похожие на сон».
«Скифы, которые жили в горах, воспринимали их как живые существа, которые имеют внутреннее состояние. У них была своя мифология, они могли вечером рассказывать сказки своим детям, шаманы могли эпосы придумывать – это я тоже пытаюсь изобразить. У меня есть сюжет, где девочка летит на грифоне, есть сюжет, где шаман подкрадывается к суслику и разговаривает с ним на бессловесном языке. Если меня спрашивают, как называется мой стиль живописи, я обычно отвечаю, что сибирское фэнтези – мирная и военная жизнь наших предков с мистическим подтекстом».
Марци уверен, что современному человеку есть чему поучиться у кочевого народа скифов. Художник, по его словам, устраивает свои выставки таким образом, чтобы человек на них мог погрузиться в мир скифской жизни, почувствовать себя её частью – и выйти уже другим.
«Я обратился к теме скифов потому, что их образ жизни кажется мне более естественным и правильным. Я хотел бы его предложить тем людям, которые живут в современном мире. Может, у кого-то внутри что-то откликнется, и он поймет, что мир можно воспринимать иначе, не так, как его воспринимают официально. Западный менталитет и западное мышление не единственно верные. Вполне европеоидные скифы жили с другим менталитетом и чувствовали себя очень хорошо и жизнерадостно, не испытывали каких-то дискомфортов и стрессов и жили в гармонии с природой».