aif.ru counter
211

Забытые старики. Куда уходят легенды новосибирских театров?

Почему пожилые актёры обречены на одиночество?

После ухода на пенсию, о них не вспоминают даже в родном театре
После ухода на пенсию, о них не вспоминают даже в родном театре © / Предоставлено пресс-службой театра «Глобус»

Новосибирские актёры - это товар, который нужен, пока любим публикой. Актёр театра «Глобус» Артур Симонян поделился о нелёгкой судьбе пожилых артистов.

«Великий новосибирский актёр Владимир Сергеевич Борисенко, играя Несчастливцева из пьесы «Лес», как-то сказал: «Часто в бурную ночь я искал убежища, и меня принимали чужие теплее, чем родные». Беда нашего времени в том, что молодёжь перестала уважать старость и опыт. К сожалению, артисты нужны, пока о них говорят, а потом стариков тихо выпроваживают из театра и забывают», – сокрушается он. 

«Старая школа» не нужна?

Анастасия Мекле, «АиФ на Оби»: Артур, в прошлом году в 101 год ушёл из жизни человек-эпоха – актёр Владимир Зельдин. Его творчество, биографию потом долгое время обсуждали, как и судьбы других великих артистов. Почему в Новосибирске ничего не говорят об аксакалах сцены?

Артур Симонян: Талантливые люди есть везде, но не всегда о них помнят. В других городах стариков сцены чтят и уважают, да и на каждой репетиции они желанные гости. Например, в Омске их опекают и относятся с невероятным почтением. Для актёров помладше они как святые старцы, к которым мечтаешь прикоснуться и чему-нибудь научиться.

Каждое их слово проникает в душу, взгляд мог загипнотизировать весь зал, а от многоликого голоса порой мурашки бежали по коже.

Но, приехав в Новосибирск и окончив в 1992 году Новосибирское театральное училище, к своему удивлению, я не увидел в коридорах театров невероятно мудрых глаз пожилых актёров. Поначалу это казалось недоразумением – ведь не бывает только молодых артистов. Но такое чувство, что в театральном мире столицы Сибири старикам нет места.

Теперь молодёжи не у кого учиться
Теперь молодёжи не у кого учиться Фото: Предоставлено пресс-службой театра «Глобус»

– Получается, что «старая школа» в Новосибирске не нужна? Тогда хватит ли сил и опыта у молодых специалистов, чтобы обучить новые поколения?

– Конечно, мир не стоит на месте, но мы теряем мудрость, культуру, которая есть только у старых актёров. Я помню, как ещё мальчишками мы часто прятались и подглядывали из-за кулис за репетициями старших, заворожённо наблюдая за их жестами, манерой держаться, говорить. Старались перенять всё это. Это было самой лучшей школой. Иногда самые смелые отваживались с ними заговорить и спросить совета. И, поверьте, никакого пренебрежения или высокомерия не видели в их взгляде. Актёрская братия очень дружная, поэтому старики с радостью делились своим мнением, житейской мудростью, но и спуску никому тоже не давали.

Подрастающих актёров сейчас в училищах и институтах зачастую встречают преподаватели 30–40 лет, которые сами взрослеют вместе со своими студентами. Но вы представьте, какой невероятный пласт знаний мог бы дать актёр 70–80 лет! И дело здесь даже не только в профессиональном плане, а в общечеловеческом, культурном.

Нас воспитывали, что сцена – это молитвенное место. Мы никогда не позволяли себе зайти на неё в уличной одежде, обуви, а молодёжь сейчас выбегает на улицу покурить и тащит
грязь. Для них это лишь рабочее место. И так во всём. Старшее поколение перед каждым выступлением, репетицией заходит в театр задолго до начала: чтобы переодеться, наложить грим, войти в роль, а те, кто помладше, частенько залетают за пять минут до начала. И дело тут не в том, что изменилось время, к сожалению, исказилось само отношение к культуре, старости, женщинам.

Недавно видел, как на постановку бежали мальчишки, а за ними шли женщина и бабушка. Первые парнишки проскочили вперёд, не оглядываясь, и только последний притормозил, открыл дверь, пропустил женщин. Вы бы видели их удивлённые и благодарные взгляды! Но с каких пор это перестало быть в порядке вещей?

Эпоха забытых звёзд

Об актёрах помнят, лишь пока они популярны
Об актёрах помнят, лишь пока они популярны Фото: Предоставлено пресс-службой театра «Глобус»

– Вы говорите, что многих пожилых артистов просто списывают со счетов. Но неужели нет ролей для стариков или они не выдерживают конкуренции с более активной молодёжью?

– Молодёжь тут ни при чём. Просто с возрастом подходящих ролей становится намного меньше. Многие после славы, успеха, которые когда-то у них были, не могут выдержать  забвения публики и гордо покидают родные стены. Ведь для актёра нет ничего тяжелее, чем чувствовать себя ненужным.

Несмотря на все заслуги, их никто не навещает и не вспоминает. В Новосибирске  руководство театров меняется столь часто, что старых актёров просто никто не знает, их жизнью никто не интересуется. Эти руководители живут своими проблемами и делами, получается, что им некогда оказывать уважение бывшим актёрам.

– Был ли у вас такой учитель? Поддерживаете ли вы с ним связь?

– В своё время меня обу-чал Станислав Горбушин – великий человек, который на каждую жизненную ситуацию мог рассказать притчу, поговорку и т. д. Он был жёстким провокатором, кричал, доводил до слёз на репетициях, и, если честно, порой его хотелось ударить стулом за его «шутки». Но, остыв и успокоившись, мы осознавали, что он гений, который действительно научил многих из нас жить, а не играть на сцене.

Хочу признаться, что я и сам не без греха. Мой друг, да и просто «мой» человек по духу, стихам, взгляду на жизнь  Владимир Сергеевич Борисенко ушёл из жизни, а я за три последних года его так и не навестил. Это был мощный актёр и человек. Несмотря на огромный рост и кажущуюся грубость, он был невероятно открытым и честным. И за театр и качественную игру стоял горой. Стоило ему увидеть, как кто-то халтурит, а этим сейчас многие занимаются, он мог жёстко пристыдить одной фразой и уйти. Три года назад он покинул сцену, и его забыли.

Владимир Сергеевич отдал свою жизнь театру, но умер в одиночестве в своей квартире. У него не было родных, поэтому за ним в последнее время присматривала одна сердечная женщина. Я не забывал его, такие люди, как воздух, необходимы каждому, поэтому через год я начал задыхаться без его раскатистого смеха и проникновенных бесед.

Он был гордым и просто так не вернулся бы в театр, но я понимал, что такой великан, пышущий здоровьем и энергией, просто сгорит без сцены. Около года у меня ушло на поиски режиссёра, чтобы поставить в театре пьесу «Старик и море», где Борисенко была отведена главная роль. К несчастью, я опоздал. Весной этого года мне сказали, что он умер. Оказалось, что его «смотрительница» обивала пороги многих театров, в которых он в своё время работал, просила помочь с похоронами, но ей везде указали на дверь. «Не помним таких и точка» – был ответ, пожаловалась она мне по телефону.   

Досье: Артур Симонян
Родился в Омске в 1967 году. Окончил Новосибирское театральное училище в 1992 году. Работает в театре «Глобус» с 1999 года. Лауреат XVII Фестиваля-премии «Парадиз» в номинации «Лучшая роль в детском спектакле» в 2004 г. Сейчас участвует в спектаклях: «Август: графство Осейдж», «Арабская ночь», «Двенадцатая ночь», «Дни Турбиных», «Момо», «Поллианна», «ПослеЗавтра», «Русское варенье», «Сладкоголосая птица юности».



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Чем занимается научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор»?
  2. Как много людей в Новосибирске говорят по телефону за рулем?
  3. Как аграриям быстрее всего получить средства из областного бюджета?
Как вы относитесь к 4-дневной рабочей недели?