Примерное время чтения: 6 минут
409

Мы из СССР: что вспоминается из нашего прошлого?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. «АиФ на Оби» 31/10/2012

В метро - за поцелуями

Первую линию метро в Новосибирске открыли в конце 80-х. Я тогда была школьницей-старшеклассницей. Торжественное открытие метрополитена было назначено на выходной, но, как обычно, это было мероприятие для ВИП-персон. Поэтому на следующий день, в понедельник, едва ли не четверть нашего класса убежала с уроков, чтобы покататься в метро. Запустили, если мне не изменяет память, линию из пяти станций: «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская», «Площадь Ленина», «Красный проспект».

Проезд стоил пять копеек. На станциях были разменные автоматы, куда можно было опустить монеты 15-, 20-, 50-копеечного достоинства и получить горсть пятачков. Мы опускали сразу полтинник и обретали возможность проехать на метро десять раз.

Мы выходили на каждой станции, поднимались на поверхность, смотрели, где расположен павильон, потом спускались обратно, снова платили пятак и ехали на следующую станцию.

В метро была особая атмосфера, создаваемая запахом креозота, интерьером подземных станций, прохладой. А главное, не было толчеи, присущей наземному общественному транспорту. Поэтому пребывание в метро настраивало на неторопливые философские размышления.

Мы с соседом по парте и по совместительству первой любовью Юркой Шевцовым часто сбегали с уроков, чтобы покататься на метро. У тогдашнего метрополитена была интересная особенность - поезда часто застревали в туннелях из-за мелких неполадок, при этом в вагонах отключался свет. Мы с Юркой использовали эти моменты для того, чтобы целоваться. Маргарита Терешкина, Ленинский район 

«Я - хам и лентяй!» 

Сейчас все уже согласились с тем, что не все в советские времена было плохо. Возрождаются многие традиции. Но очень бы не хотелось возврата к методам воспитания советской школы.

В старших классах наша классная руководительница применяла такой метод воспитания: каждый должен был составить сам на себя досье, в котором указать свои недостатки, пути их преодоления и ожидаемый результат. Недостатки каждого и методы их искоренения обсуждались всем классом на классных часах. Я до сих пор помню эту унизительную картину: выхожу к доске и рассказываю всему классу, какой я лентяй, хам и хулиган. Каждый недостаток нужно было разобрать на примере. Скажем, в понедельник я сбежал с урока химии. Это значит, что я ни во что не ставлю школьную дисциплину и устав школы, не уважаю учительницу и своих одноклассников и вообще - не думаю о том, что я будущий строитель коммунизма, а строитель коммунизма должен быть дисциплинированным человеком и в совершенстве знать химию. После этого весь класс во главе с учительницей начинал обсуждать, как сделать из меня настоящего строителя коммунизма, а не законченного раздолбая. 

Наиболее жестокой критике со стороны педагога подвергались те, кто не хотел заниматься самоуничижением и говорил, что у него нет недостатков. Таким умникам, выставив их перед классом, учительница начинала подсказывать: не сделал домашнее задание - бездельник, задал учительнице вопрос, на который она не смогла ответить, - невоспитанный грубиян, бегал на перемене - просто бандит. 

По окончании таких классных часов мы все казались себе монстрами. Но еще большим монстром мне до сих пор кажется наша учительница, которая получала какое-то садистское удовольствие, заставляя нас смешивать с грязью самих себя и друг друга. Мне не хотелось бы, чтобы моего ребенка воспитывали так же. 

Андрей Жильцов, Октябрьский район

Соль и корица

В рамках конкурса «История — это мы!» редакция «АиФ на Оби» публикует письмо школьницы из Таллина Лизы Тополя. 

«Здравствуй, дорогая редакция! 

Меня зовут Лиза Тополя. Я живу в Таллине (Эстония), учусь в Таллинской Мустамяэской гуманитарной гимназии. Каждое лето я с мамой езжу в Россию, в город Новосибирск - к моим любимым дедушке с бабушкой. Хочу немного рассказать об их трудовых достижениях. 

Моего дедушку зовут Борис Алексеевич Синеокий. Он учился в техническом институте в городе Омске и окончил его с отличием. Сейчас он работает в проектном институте — проектирует обогатительные угольные фабрики. Дедушка — кавалер трех медалей «Шахтерская слава» и серебряной медали имени Вернадского за высокие научные достижения и большой вклад в развитие России. С его участием построены фабрики в Кузбассе и Якутии.

Мою бабушку зовут Галина Анисимовна Синеокая. В 14 лет она уехала из дома в Красноярск, где училась в техникуме пищевой промышленности. Потом она училась в институте пищевой промышленности в Москве и тоже окончила его с красным дипломом!  

После учебы бабушка устроилась на работу на шоколадную фабрику в Новосибирске, где проработала целых 38 лет. Кстати, в этом году фабрике исполняется 70 лет! Сначала бабушка работала бригадиром, мастером, начальником производства, а потом заведующей лабораторией. Она показывала мне какао-бобы, из которых на фабрике делают шоколад.

Бабушка даже была одним из авторов рецепта конфет «Новосибирские», в которые добавлены соль и корица. Когда мы едим эти конфеты, она всегда спрашивает: «Чувствуете соль и корицу?» До этого никто в конфеты соль не клал. Бабушка награждена орденом «Знак почета» и двумя медалями за хорошую работу. В молодости она была активной комсомолкой и даже стала участником 14 съезда комсомола в Москве, где лично видела Юрия Гагарина. Бабушка проработала на фабрике с 18 до 55 лет - до самой пенсии».  

Лиза Тополя

Ученица 8 класса г. Таллинн, Эстония

Присылайте свои истории - на сайт nsk.aif.ru

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах