Корреспондент «АиФ-Новосибирск» встретился с Петром Левиным и поговорил об особенностях его профессии.
Жили цыганским табором
Анастасия Медведева, «АиФ-Новосибирск»: Пётр, Вы много лет отдали работе в цирке, а сейчас учите ребят акробатическим трюкам. Легко ли работать с современными детьми?
Пётр Левин: Современные дети менее подвижны, чем ребята, детство которых выпало на советское время. Да к тому же тогда было проще заниматься. Любые тренировки были бесплатными, поэтому дети постоянно были чем-то увлечены. А сейчас, если и есть какие-то бесплатные курсы, то всё равно родителям приходится постоянно тратить деньги на костюмы, на подготовку к соревнованиям, на проезд. Кроме того, советским детям и жилось проще. Школьная программа у них была легче, чем сейчас. Хотя, по правде говоря, и такого разнообразия в творческом развитии тогда не было. Сейчас ребята, которые приходят ко мне на занятия акробатикой и порой тренируются по 5 часов в неделю. Помимо этого, посещают ещё и кружки по музыке или рисованию, изучают иностранные языки. Я поражаюсь, как они всё успевают и при этом хорошо учатся в школе.
Многие из них впоследствии становятся чемпионами Европы, некоторые наши воспитанники входят в сборную России. Моим воспитанникам даже предлагали принять участие в чемпионате мира, но для этого нужно потратить немало денег. У родителей таких средств не было, у Федерации – тоже, и поэтому от такого серьёзного состязания пришлось отказаться.
– Когда вы работали в цирке, вырастили целую династию талантливых актёров. Легко ли жить в цирковой семье?
–Жить такой дружной семьёй, где все друг друга понимают, замечательно. С 14 лет я занимался в цирковом кружке, и, думаю, отсюда всё началось. После поступил в физкультурный техникум на специальность «спортивная гимнастика» и, окончив учёбу, 2 года работал преподавателем физкультуры. Со своей супругой я познакомился в это время. Затем принял участие в конкурсе, а пройдя отбор, получил приглашение уехать в Москву и работать в цирке.
Уже 35 лет в дороге. По 2–3 месяца жили в одном городе, а потом снова отправлялись в путь. Мы были дружны с другими артистами цирка, всей гурьбой ездили на гастроли. Во время поездок животных перевозили в фургонах, атрибуты –в фурах, а сами ездили на поездах.
Один раз получилось выкупить билеты в одном вагоне для всего коллектива. Мы тогда ехали из Москвы во Владивосток. Так весело мы никогда не путешествовали. У всех были маленькие дети, поэтому стоял шум-гам до потолка. Женщины стирали бельё прямо в поезде, по всему вагону были развешаны верёвки, на которых сушили пелёнки. Тогда возникло ощущение, что мы живём в цыганском таборе(смеётся). Кстати, сейчас мои внуки также путешествуют, за год меняют 6–7 школ. Но они уже привыкли.
– А по дому вы никогда не скучали?
– Поначалу, конечно, возникала тоска. Тем более дома мы жили только во время отпуска. Но потом к такой кочевой жизни привыкаешь, и дома быстро становится скучно. Мы объездили весь Союз, за границей были – в каждой стране свои особенности и прелести.
– Работа в цирке отнимает много времени, а дети артистов предоставлены сами себе?
– Для детей циркачей в советское время в каждом городе работала детская комната, где одного из родителей назначали воспитателем. Перед представлением всех детей туда приводили. А когда ребёнок становился старше, он вместе со взрослыми ходил на репетиции. Поэтому ребятишки из цирковых семей, как правило, ещё не окончив школу, получают профессию. И это хорошо. Мой сын с 12 лет начал работать в цирке и получать зарплату. Старший внук начал участвовать в представлениях до того, как пошёл в первый класс. С акробатическим номером мы с ним в 2007 году даже попали в финал шоу «Минута славы».
Кто не рискует?
– Ваши акробатические номера опасные. Научиться их выполнять может любой храбрый человек?
– Цирк – такое место, где легко можно получить травму. Многие серьёзно разбиваются, поэтому не каждый человек может стать циркачом.
Например, в номере, который я разработал сам и включил в него жену и сына, акцент был на сочетании гимнастических приёмов и силовых упражнений – гири весом до 100 килограммов я тягал зубами. К слову, в свои 65 лет я до сих пор в хорошей физической форме.
Самый опасный трюк был, когда нам с супругой нужно было на мотоцикле проехать по доске, лежащей на нашем взрослом сыне. Однажды перед выступлением доску случайно намочили. Из-за этого заднее колесо при наезде на дерево повело, и чуть не произошла трагедия. Я попал в больницу с проблемами сердца.
– Зритель в обмен на щекотание нервов платит благодарностью?
–Взрослые любят, когда опасно, в таких случаях они аплодируют лучше. Знакомить детвору с цирком лучше с ранних лет. Антураж, музыка и смех развивают воображение и воспитывают вкус к прекрасному, а ловкость артистов учит малышей быть активными и позитивными.
Как-то после представления ко мне подошла женщина, чтобы сфотографировать внука на мотоцикле. Через две недели она пришла уже с зятем и дочерью. А перед окончанием гастролей эта семья посетила цирк в третий раз. Женщина рассказала: «Зятя поразило, что цирковые артисты – отец и сын – выглядят как ровесники, и он решил бросить алкоголь и сигареты. А внука он отдал в секцию по борьбе».
И все же в советское время цирк был намного популярней, чем сейчас. Тогда представления показывали все дни недели, а сейчас –только на выходных. Раньше мы все новогодние каникулы были загружены. Даже 1 января в 10 утра выступали. А сейчас таких аншлагов нет. Наверное, потому, что появилось много разных развлечений. Да и билеты стоили около рубля, а сейчас, чтобы сходить на представление с ребёнком, придётся потратить порядка 3 тысяч. Это не все семьи могут себе позволить.
Фото из личного архива Петра Левина