В Новосибирской области нет космодрома. И космонавтов у нас не готовят. Тем не менее, вклад сибирской науки в развитие советской космонавтики неоценим.
Искусственные метеориты
Многие исследования в этой области рассекретили только сейчас. Например, мало кто знает, что в Институте автоматики и электрометрии СО РАН разрабатывали космические тренажёры. А в конструкторском бюро системного программирования в Новосибирске создавали программное обеспечение для систем противоракетной обороны, которое потом использовалось в посадке космического корабля «Буран».
В конце 50-х годов прошлого века предсказать, что получится в результате столкновения космического корабля с метеоритом было невозможно. Космические тела движутся со скоростью порядка 60 км/с. И нужна была технология, способная на Земле разогнать предмет до такой скорости. Михаил Лаврентьев, основатель Сибирского отделения Российской академии наук, первым предложил использовать для этого кумулятивные устройства. Таким образом и был создан искусственный метеорит.
Там же, в Институте гидродинамики, изобрели устройство для наземного испытания геометрии орбитальных самолётов. Макет любого самолёта или космического корабля необходимо испытать в специальной трубе, чтобы проверить, подходящая ли у него геометрия. Поскольку орбитальный самолёт входит в атмосферу с очень большой скоростью, существующие аэродинамические трубы не могли справиться с этой задачей. Учёные НИИ гидродинамики создали специальную аэродинамическую трубу «А-1», в которой можно было испытывать изделия в масштабе 1:10. После по этому проекту построили крупномасштабную установку.
Никсон заблуждался?
Любовь ПИСАРЕВА, сотрудник Музея города Новосибирска, поделилась интересными фактами из истории Академгородка.
Вице-президент США Ричард Никсон, посетивший Новосибирск в 1959 году, назвал наш город «нищим в шляпе». Под «шляпой» он подразумевал Оперный театр. Хрущёв рассчитывал впечатлить заокеанского гостя Новосибирским Академгородком. Но Никсон нелестно отозвался о колыбели сибирской науки по приезде в Америку: мол, СССР бояться нечего – они свои научные разработки клепают «на коленках». В Академгородке действительно тогда было больше котлованов, чем возведённых зданий, лаборатории располагались в ангарах. Хрущёв очень обиделся и утроил финансирование строительства Академгородка.
Но, как известно, чтобы в одном месте прибавить, нужно в другом убавить. Сэкономить решили на строительстве Новосибирской ГЭС. По проекту внешний фасад ГЭС должен был быть облицован плиткой. Но на плитку денег не хватило. Тело гидроэлектростанции по сей день остаётся устрашающей серой махиной.
Двухполосная автодорога, проложенная сейчас по плотине, могла быть однополосной с реверсивным движением. Именно такую идею предложил один московский экономист, решая задачу, как сэкономить и выкроить деньги, чтобы ускорить развитие Академгородка. Страшно представить, какие пробки были бы там сейчас, если бы эту идею воплотили в жизнь. Изначально проектировщики планировали, кроме двухполосной автодороги, пустить по плотине и железнодорожную ветку. Когда финансирование урезали, от неё пришлось отказаться.