Кибермошенники с каждым годом совершенствуют методы обмана держателей пластиковых карт, используя уязвимость программного обеспечения. Но главная уязвимость, по-прежнему, человеческая доверчивость и невнимательность.
Где нас легко обмануть?
Стремительно растущий цифровой мир азартно поглощает привычную среду обитания человека. Люди охотнее общаются в социальных сетях, чем на кухнях, музеи посещают в виртуальных турах, семейные походы в кинотеатр совершают нажатием кнопки на пульте от телевизора. С помощью Интернета можно духовно обогатиться, однако можно и вполне материально разориться. Криминальные деятели не дремлют и эффективно осваивают виртуальное пространство, воруя у реальных людей не менее реальные деньги.
Но Анжелика оказалась на редкость дотошным пользователем. Пытаясь понять, как такое могло произойти и что нужно предпринять, чтобы ситуация с кражей не повторилась, она обратилась к знакомому специалисту по информационной безопасности. Выяснилось, что она попалась на простую и весьма распространённую мошенническую схему. Получив рекламное письмо с предложением колоссальных скидок, она решила ими воспользоваться, перешла по ссылке из письма и попала на поддельный сайт, практически полностью копировавший её любимый интернет-магазин. Там же она ввела данные своей кредитной карточки, которыми позже мошенники воспользовались, чтобы украсть остаток средств.
«Выводы сделала, – усмехается Анжелика. – Заблокировала кредитку и твёрдо решила, что впредь постараюсь для онлайн-покупок пользоваться отдельной карточкой. Но главное – внимательность и ещё раз внимательность. Будь я осторожнее, обязательно бы заметила, что сайт ненастоящий».
Кто защитит от обмана?
Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации – главная задача управления «К» ГУ МВД по Новосибирской области. Без дела полицейские не сидят, потому что их потенциальные клиенты изобретательны и постоянно повышают свою квалификацию.

«Существует несколько основных методов и схем, по которым орудуют мошенники. Первый способ – хищение самой банковской карты, – делится оперативный сотрудник управления (своё имя он просит не раскрывать). – Многие пренебрегают безопасностью и хранят пин-код рядом с кредиткой. А были и такие случаи, когда секретный код писали на самой карте. Соответственно, после кражи для преступника задача упрощена до минимума: дойти до ближайшего банкомата и опустошить счёт. Также очень распространён способ хищения с помощью специального программного обеспечения. Злоумышленники заражают устройство вредоносной программой и позже получают доступ к конфиденциальным данным. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем пользоваться антивирусными программами. Это практически полностью лишает киберпреступников возможности опустошить карман держателя карты подобным способом».
Скиммеры – устройства, которые считывают информацию с магнитной ленты банковской карты – до сих пор популярны у криминальных дельцов. Хотя и существенно меньше, чем пару лет назад. Всё же работа по обнаружению шпионских устройств на банкоматах кипит нешуточная.
Но особенно внимательным нужно быть при использовании услуги «мобильный банк». У преступников существует сложный метод, которым они охотно пользуются, получив в распоряжение вашу сим-карту либо её дубликат, оформленный по поддельным документам. Как правило, мошенники, узнав номер телефона, подделывают доверенность с данными жертвы и восстанавливают сим-карту на вымышленное имя. После чего спокойно могут воспользоваться услугой мобильного банка и, например, перевести все средства с карточки на свои счета.
Совершенствуется не только техническое оснащение, но и навыки в так называемой «социальной инженерии». Анализируя мошеннические схемы, сотрудники управления выяснили, что чаще всего мошенники звонят потенциальной жертве, представляются служащими банка и таким образом выведывают персональные данные. Важно понимать, что ни пароли, ни данные карты, ни какую-либо другую информацию, которую знаете только вы, настоящие сотрудники банков никогда не спросят. Добровольно сообщать кому бы то ни было свои данные ни в коем случае нельзя.
«Пренебрежение простыми правилами может дорого обойтись её владельцу, – утверждает оперативный работник. – Безопасность денег в большинстве случаев в ваших руках и зависит от того, соблюдает ли гражданин универсальные правила пользования картой».
Почему дёшево не всегда – сердито?
«Если посмотреть на структуру платежей в Сбербанке, на их количество, то более 50% финансовых операций наши клиенты совершают самостоятельно через удалённые каналы, – говорит Наталья КОЧКИНА, заместитель председателя Сибирского банка Сбербанка России. – Люди активно используют банкоматы, терминалы, сервисы онлайн-платежей или мобильные приложения».
Благодаря удобству используемых сервисов пользовательская база клиентов онлайн-услуг непрерывно и весьма интенсивно растёт. А вместе с тем растёт и аппетит уголовников, «сезонных работ», к слову, не чурающихся.
Банкиры, к которым обманутые граждане, как правило, обращаются в первую очередь, отмечают весенний рост криминальной статистики. Сейчас, с приходом периода массовых отпусков, мошенники на специально созданных сайтах под видом уважаемых агентств предлагают дешёвые авиабилеты. Людей завлекают низкими ценами, бесплатной доставкой до квартиры и прочими удобствами. Не устояв перед желанием сэкономить, граждане либо получают несуществующий билет, либо не получают ничего вовсе, лишаясь денег и отдыха.
Сотрудники финансовых учреждений и сотрудники полиции проявляют удивительное единодушие, призывая держателей кредитных карт быть максимально осторожными. Соблазнительно дешёвые товары и услуги могут оказаться пресловутым сыром в мышеловке. По их мнению, здравый смысл и рациональное сомнение защитят ваши деньги почти так же хорошо, как железный сейф. Главное – вовремя об этом вспомнить.
Сергей ИВАНОВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть