128

Отходы — в доходы. Современные дороги будут строить из золы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ на Оби № 34 24/08/2016 Сюжет Спецвыпуск «Экология края»

Видел, как у нас в Академгородке ремонтировали дорогу, используя золу и шлак. Но ведь говорят, что продукты сжигания угля радиоактивны?

В. Шмельков,
Советский район

Дороги из… золы

Зола и шлак активно используются для строительства и производства строительных материалов в разных городах России. Исследования, проведённые разными ведомствами, в том числе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Новосибирской области», показали, что золошлаковые материалы (ЗШМ) относятся к V классу опасности, то есть практически не опасны, и к 1 классу радиоактивности, то есть нерадиоактивны.

Одними из первых ЗШМ начали применять наши омские соседи. Они обратились в Сибирскую государственную автодорожную академию (СибАДИ) с просьбой провести исследования и разработать технологию строительства дорог с применением золошлаков.

Документ, разработанный учёными СибАДИ, утвердили в Федеральном дорожном агентстве. По этой технологии в Омске уже построили дорогу протяжённостью 500 м. Кроме того, омские дорожники применяют золошлаковые материалы для возведения насыпей, исправления рельефных неудобиц. Здесь работают несколько заводов строительных материалов, наладивших технологию производства с использованием ЗШМ.

Регион, которому новые технологии использования отходов нужны как воздух, – Москва. На одной только ТЭЦ-22 ОАО «Мосэнерго» площадь золоотвала – 69,5 га. Ежегодные затраты на его эксплуатацию – 1 млн руб. Объём отвала – свыше 6 млн тонн золы и шлака.

Поняв, что дальше так продолжаться не может, москвичи пошли по пути превращения отходов в доходы. Первым опытом стало выполнение насыпи при строительстве дорожной развязки в Ступинском районе. За помощью обратились к уже опытным специалистам СибАДИ. Геологические испытания на устойчивость техногенных грунтов, полученных из золошлаковых материалов, подтвердили их пригодность к использованию в качестве основы насыпи. Позже золу использовали при строительстве дорог Москва–Серпухов, Москва–Кашира.

Как удешевить 4-й мост?

В Новосибирске проблема золоотвалов стоит не менее остро, чем в Москве. Использование золошлаков новосибирских ТЭЦ в строительстве позволило бы снизить долю, а в некоторых случаях и совсем исключить применение песка. Очевидно, что немаловажная цель любого строительства крупного объекта – искать возможность снижения стоимости строительства. Ещё один важный аспект: использование золошлаков в промышленности освободит тысячи гектаров земли, занятых золоотвалами.

Специалисты АО «СИБЭКО» предлагают активнее изучать возможность применения ЗШМ при строительстве дорог региона и города, в том числе 4-го моста через Обь наряду с общепризнанными материалами – песком и гравием.

«Основные требования к применяемым материалам заключаются в том, что они должны быть идентичны природному минеральному сырью, соответствовать действующим требованиям экологии и безо­пасности, иметь необходимые санитарно-эпидемиологические заключения, – рассказывает Дмитрий БРАЖНИК, начальник Управления по технической политике АО «СИБЭКО». – Использование материалов с такими характеристиками позволяет снизить ущерб окружающей среде за счёт меньшего изъятия природных ресурсов и, как следствие, эффективно использовать городские и пригородные территории, плюс это даёт снижение себестоимости производства строительных материалов, промышленного и гражданского строительства».

В начале этого года руководство АО «СИБЭКО» обратилось в Министерство энергетики Российской Федерации. Сибирские энергетики считают необходимым на законодательном уровне развеять мифы о непригодности золошлаковых материалов в народном хозяйстве и разработать механизмы стимулирования для тех, кто будет перерабатывать и использовать ЗШМ.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах