Примерное время чтения: 4 минуты
344

Лайнер исчез. Под Новосибирском упал легкомоторный самолёт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ на Оби 31/07/2018
Вероятно, лётчику из Томска не хватило опыта?
Вероятно, лётчику из Томска не хватило опыта? pixabay.com

В минувшую среду на поиски самолета отправили два вертолёта и несколько катеров с командами. Как сообщили в пресс-службе МЧС России по Новосибирской области, в 8 утра поступило сообщение о том, что легкомоторный самолёт Cirrusрано утром вылетел из аэропорта «Северный» и не прибыл в аэропорт города Томск. Его ждали в 8 утра и стали беспокоиться.

Поиски с неба и воды

Сотрудники охраны аэропорта «Северный» рассказали, что легкомоторный частный самолёт бизнесмена из Томскавылетел в шесть часов утра. Поднявшись в небо, лайнер ушёл в сторону посёлка Мочище и исчез из видимости.Лётчик – руководитель крупной компании – хотел успеть к началу рабочего дня.

После звонка из Томска стало понятно, что нужно организовывать поиск. Хотя обнаружить белый маленький лайнер на огромной лесистой территории непросто, ведь от Новосибирска до Томска более 250 км.

«На поиск легкомоторного самолёта снарядили два вертолётаМи-8 Сибирского авиационного поисково-спасательного центра (ФГУ «Сибирский АПСЦ»), вертолётный поисково-спасательный отряд «Ангел» (это пилоты-добровольцы, которые помогают найти с воздуха потерявшихся), – рассказал начальник отдела ГУ МЧС России по Новосибирской области Павел Винаков.– В региональное УФСБ дали заявку определить местонахождение сигнала сотового телефона пилота пропавшего самолёта».

В район, где предположительно упал самолёт, также выдвинулись на автотранспорте оперативные группы пожарных, администрации Колыванского района». Искали его и в акватории реки Обь – на двух катерах проплыли от Затона в Ленинском районе Новосибирска до посёлка Дубровино Мошковского района– это граница с Томской областью. Ещё один катер прошёл от посёлка Ташара Мошковского района до села Кругликово Болотнинского района. Всего в поисках было задействовано 52 человека, 20 единиц техники всех местных аварийно-спасательных и пожарных служб.

Обнаружить обломки самолёта удалось лишь в 14 часов после звонка одного из местных жителей. Он сообщил, что видел, как в районе леса вблизи Заельцовского района мегаполиса упал самолёт. Как рассказали спасатели, на месте ЧП вокруг него земля не повреждена, не видно и следов пожара. Расследованием этого случая занимается Следственный комитет РФ по НСО и  Межгосударственный авиационный комитет.

Нелётная погода?

Между тем на днях в Подмосковье тоже произошла трагедия. Над аэродромом Дракино легкомоторный самолёт после разворота в небе вдруг стал терять высоту и врезался в землю. Машиной управлял чемпион мира по авиационной акробатике президент Федерации авиационного спорта Дальнего Востока Игорь Турик, рядом сидел лётчик-испытатель Виктор Бирюков. Оба погибли. Идёт доследственная проверка.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Новосибирской области

В России в 2017 году произошло более 10 авиакатастроф с легкомоторным транспортом. За последние 4 года разбилось более 40 легкомоторных самолётов.

Почему это происходит? Кстати, получить разрешение на самостоятельный полёт непросто. На сайте одного из местных авиационных центров написано, что обучение длится несколько месяцев: сначала не менее 22 часов подготовка в кабине самолёта-тренажёра, затем не менее 40 часов уже в небе. Всё – под присмотром тренера. В местном авиационном центре сообщили: «Мы  выпускаем в небо самолёты только при ясной погоде. А в тот день она была нелётной. Хотя упавший новенький легкомоторный самолёт Cirrus оснащён самым современным оборудованием. Быть может, пилот понадеялся на это».

Директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина Владимир Барсук
Даже самые дорогие и современные легкомоторные самолёты слабо автоматизированы. Безопасность полёта на них существенно зависит от погоды и квалификации лётчика. Во всём мире именно в этой категории авиационной техники высокая аварийность. Например, в США подобные авиакатастрофы в малой авиации случаются чуть ли не ежедневно… У погибшего лётчика из Томска было разрешение на полёты, и все необходимые документы. Но налёт у него менее 100 часов. Это очень молодой лётчик. Мы взлетали за полчаса до его вылета, и нижняя граница облачности была уже ниже 130 метров. Для его уровня подготовки и имеющихся навыков пилотирования метеообстановка была очень сложная. Наиболее вероятно, что справиться с возникшей ситуацией ему не хватило опыта. Формально пилот ничего не нарушил, повода остановиться не было–в сегодняшних авиационных правилах выполнение визуального полёта ниже 300 м независимо от квалификации пилота разрешается при видимости не менее 2 км, при этом нижняя граница облачности не определена. В советское время пилота с такой квалификацией допускали к полётам при высоте облачности не ниже 500 м и видимости не менее 8 км, а в Америке ему разрешили бы выполнять только аэродромные полёты и без пассажиров. Кстати, ужесточение требований законодательства для малой авиации и применение карательной практики со стороны правоохранительных органов к снижению аварийности не привели. Летать на легкомоторных самолётах не прекратили, но большинство пользователей ушли в подполье. Многие авиационные учебные центры, которые занимались подготовкой этой категории пилотов, закрыты. Вместо организации образовательной, разъяснительной и профилактической работы мы получили неуправляемый «партизанский отряд» из людей, виноватых лишь в том, что они мечтают о лётной деятельности, причём за собственные деньги. Безусловно, это неправильно. Как в Сибири без малой авиации? Грамотная политика государственных органов, отвечающих за развитие и работу авиации общего назначения, могла бы использовать огромный потенциал этих людей, влюблённых в небо. В США в АОН задействовано более 500 тысяч пилотов, которые стали «горячим» резервом для авиации других ведомств. Нужны нормальные правила, выполнимые требования, доступные центры подготовки пилотов этой категории и квалифицированные пилоты-инструкторы. Запреты и облавы квалификации пилотов не повысят и, тем более, транспортной доступности населения не обеспечат.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах