Примерное время чтения: 4 минуты
210

Над Чёрным морем. Возобновят ли расследование загадочной авиакатастрофы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ на Оби №48 25/11/2015
Самолёт ТУ-154 новосибирской авиакомпании разбился 4 октября 2001 года.
Самолёт ТУ-154 новосибирской авиакомпании разбился 4 октября 2001 года. / Adrian Pingstone / Commons.wikimedia.org

На днях родственники погибших в самолёте ТУ-154, который, по одной из версий, сбила ракета войск ПВО Украины, передали Владимиру Путину, президенту России, и Юрию Чайке, генеральному прокурору РФ, письма с просьбой о возбуждении уголовного дела по авиакатастрофе. В редакцию «АиФ на Оби» тоже передана копия. 

Самолёт стал целью?

Напомним, что 4 октября 2001 года самолёт ТУ-154 авиакомпании «Сибирь», летевший по маршруту Тель-Авив – Новосибирск исчез с радаров над Чёрным морем. Самолёт так и не приземлился в Аэропорту Толмачёво. И сегодня, спустя 14 лет, в этой трагедии нет полной ясности. Между тем точно известно, что в это время Украинская армия проводила учения ПВО в районе Чёрного моря. Поэтому многие эксперты высказывали версию, что российский самолёт могла сбить ракета С-200 во время учений, ведь дальность её полёта по техническим характеристикам достигает 300 км.

Сразу после авиакатастрофы в России было возбуждено уголовное дело. Борис Калиновский, президент фонда помощи семьям погибших пассажиров рейса 1812 Тель-Авив–Новосибирск (у него в той авиакатастрофе погиб отец Виктор Калиновский), рассказал: «После расследования, проведённого следователями прокуратуры и Межведомственной комиссией Межгосударственного авиационного комитета (МАК), было выяснено, что самолёт был сбит ракетой войск ПВО Украины, которые проводили учения на берегу Чёрного моря. После этого, в декабре 2001 года, уголовное дело было отправлено в Генеральную прокуратуру Украины, а в России оно было прекращено».

Мы не забыли        

В своём письме родственники напоминают, что Генеральная прокуратура Украины в сентябре 2004 года уголовное дело тоже закрыла, поскольку расследование не установило объективных данных, достоверно указывающих на то, что Ту-154 был сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск. Правда, была ещё одна попытка установить истину: уголовное дело в связи с этой авиакатастрофой возобновили в 2007 году, но вскоре снова закрыли.

Владислав Филев, гендиректор авиакомпании «Сибирь», сам бывший военный, в личной беседе тогда признавался, что не спит ночами: «Нужно что-то делать, как-то помочь людям. По горячим следам мы подали иск к украинской стороне».    

Но на судебном заседании в Киеве по иску авиакомпании «Сибирь» было предоставлено экспертное заключение Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Минюста Украины и Харьковского университета Воздушных Сил, смысл которого заключался в том, что украинская ракета не могла преодолеть расстояние до самолёта, поразив его. Между тем в останках самолёта были найдены доказательства. Павел Капчиц, вице-президент фонда помощи семьям погибших пассажиров рейса 1812 (в той катастрофе погибла его 28-летняя дочь и 1,5-годовалый внук Мишенька), говорит: «Три стальных шарика-шрапнели были, и их передали украинской стороне. Однако они посчитали это доказательство недостаточным».

В общем, Хозяйственный суд Киева в сентябре 2011 года вынес решение: в иске отказать. Официальные лица, в частности, бывший министр обороны Украины, а ныне народный украинский депутат Александр Кузьмук заявляет, что никаких доказательств того, что Ту-154 сбил украинский зенитно-ракетный комплекс С-200, нет.

Однако родственники погибших в авиакатастрофе над Чёрным морем сомневаются в объективности украинских правоохранительных органов, проводивших расследование. Елена Ревтова, представитель от семей родственников погибшего экипажа (у неё погиб супруг – штурман лайнера), говорит: «Мы не понимаем, почему виновные в этом преступлении ушли от ответственности? Год назад заявление о возобновлении этого уголовного дела мы уже направляли в Генпрокуратуру РФ. Но ответа не получили». 

В своём нынешнем письме активисты подчёркивают: «Мы считаем, что фактически произошло убийство 78 ни в чём не повинных граждан, которые в этот момент находились на территории РФ (самолёт является частью территории РФ), поэтому расследование этого преступления должно проводиться российскими правоохранительными органами. Просим возбудить уголовное дело по факту авиакатастрофы».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах