Крупнейшая в истории СССР и России железнодорожная катастрофа произошла в ночь на 4 июня 1989 года в одиннадцати километрах от города Аша Челябинской области. Крушение двух составов также известно как «Ашинская трагедия».
В 01 час 14 мин при встречном движении поездов № 211 (Новосибирск — Адлер) и № 212 (Адлер — Новосибирск) произошёл мощный взрыв. Позднее эксперты оценили его силу в 300 тонн в тротиловом эквиваленте.
Причиной взрыва стало облако легких углеводородов, образовавшееся в результате протечки газа на проходившем рядом трубопроводе. Как выяснилось в ходе расследования — газы скапливались в низине на протяжении не менее чем 20 дней.
В результате взрыва загорелись 37 вагонов обоих составов и локомотивы. Силой взрыва с путей сбросило 11 вагонов. Семь вагонов полностью выгорели. Ударной волной выбило окна в жилых домах города Аша, находящегося в 13 км от места катастрофы. От растущих вокруг деревьев остались лишь черные колья.


На момент происшествия в поездах находились 1284 пассажира и 86 работников железной дороги. Оперативное оказание помощи было затруднено из-за удаленности места катастрофы от крупных населённых пунктов.
Первыми на место трагедии прибыли бригады скорой помощи из Аши и жители окрестных населённых пунктов. До их прибытия пострадавшие помогали друг другу как могли. Часть раненых смогли самостоятельно добраться до ближайшего жилья.


Позже к спасательным работам подключились медицинские группы из Челябинска, Уфы и Златоуста. Эвакуация пострадавших осуществлялась с привлечением 1200 военнослужащих, 45 вертолётов, 138 санитарных автомобилей и общественного транспорта.



В результате аварии погибли 575 человек, в том числе 181 ребенок. Из них на месте погибли 258 человек, более 800 пассажиров и сотрудников железной дороги получили ожоги и травмы различной степени тяжести. Из них в больницах умерли 317 человек. Инвалидами остались 623 человека.
Читайте также: Военный врач Росгвардии помог пострадавшим в ДТП под Новосибирском. У одного участника ДТП была травма головы и повреждена ключица.