Примерное время чтения: 10 минут
556

«Кувырок, мы в воде». Капитан рассказал, как утонула яхта под Новосибирском

В среду, 22 июня, капитан планирует начать поиски затонувшей яхты.
В среду, 22 июня, капитан планирует начать поиски затонувшей яхты. / Александр Балышев / Предоставлено героем публикации

В субботу, 18 июня, на Новосибирском водохранилище затонула парусная яхта Liberta. Четверо мужчин оказались в холодной воде, один из них погиб.

Журналист nsk.aif.ru узнал подробности трагического инцидента. В частности, капитан судна рассказал, что происходило в тот момент на борту и почему погибшего не спас жилет.

Что произошло?

По данным Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК России, 17 июня четверо мужчин в возрасте от 40 до 45 лет поехали отдыхать на парусной яхте в сторону Боровских островов. На следующий день судно под управлением 42-летнего капитана опрокинулось, четыре человека оказались за бортом. 

По информации ГУ МЧС по региону, в спасательной операции участвовало около 40 человек и 14 единиц техники. Один из пострадавших выплыл на берег самостоятельно, второго извлекли из воды сотрудники Бердского поисково-спасательного отряда МЧС России, третьего подняли сотрудники ГИМС МЧС России. Позже спасатели нашли в воде четвёртого – без признаков жизни. Возбуждено уголовное дело.

«Лодку резко положило на воду»

Владелец яхты Liberta (класс - Рикошет микро) Александр Балышев рассказал, что уже три года является капитаном. Летом выходит на воду почти каждый день, участвует в гонках, отправляется в дальние плаванья. Утверждает, что у него есть права от Минтранса, ГИМС и международные. 

Владелец яхты уверяет, что все были трезвыми. Фото: Предоставлено героем публикации/ Александр Балышев

По его словам, в пятницу он отправился с тремя друзьями на Боровские острова – на разведку, чтобы посмотреть места стоянок. Мужчина говорит, что все были трезвыми, а экспертиза подтвердила отсутствие алкоголя у него в крови. 

«Увидели по небу, что скоро будет шквал, начали готовиться, – вспоминает капитан. – Убрали передний парус – стаксель, но не успели с командой зарифить грот – уменьшить площадь основного паруса. Лодку резко положило на воду. Кувырк – и мы в воде! Попытались вернуть её в нормальное состояние, но не удалось. Люки были задраены, но вода через щели всё равно проникла внутрь, и яхта пошла на дно. Мы сделали всё, что было можно в такой ситуации». 

Все четверо были в спасательных жилетах. По рассказу Александра, один поплыл быстрее всех к берегу, чтобы вызвать помощь. Остальные трое старались держаться вместе. 

«Двое не очень хорошо плавали, я их тащил какое-то время, – рассказывает капитан. – Не помню, как мы разделились. Я потерял сознание, а очнулся уже на борту МЧС. Оказалось, я четыре часа провёл в воде. Передвигался с трудом, болели все мышцы. Спасатели спрашивали, где остальные. Я задал направление поиска». 

Александру не понадобилась медицинская помощь, он быстро оправился. Но один из пассажиров до сих пор в больнице – должен выйти в среду. Другой был выписан 20 июня. 

«У Алексея, который погиб, говорят, были полные лёгкие и желудок воды. Скорее всего, он запаниковал и захлебнулся, – предполагает яхтсмен. – Нас периодически волной накрывало. Пока мы вместе плыли, он уже захлёбывался и кашлял». 

В среду, 22 июня, капитан планирует начать поиски затонувшей яхты. Чтобы поднять её наверх, понадобится помощь водолазов и специальные надувные баллоны. 

«Ноги парализовало от боли»

Мужчина, которому удалось добраться до берега, не решился назвать в СМИ своё настоящее имя. О произошедшем он рассказал кратко: «Мы все были в жилетах, трезвые. Ровно над нами на несколько минут зародился шквал, он и опрокинул яхту. Через три часа я добрался до берега, и начались поисковые работы».

Чтобы поднять яхту наверх, понадобится помощь водолазов и специальные надувные баллоны. Фото: Предоставлено героем публикации/ Александр Балышев

Пассажир яхты признался, что в воде было очень холодно. Несколько раз сводило мышцы ног. К моменту, когда он подплывал к берегу, конечности парализовало от боли. Но мужчине повезло – на берегу были люди, и вызвать спасателей удалось быстро. 

После происшествия его на пару дней положили в больницу, выписали 20 июня. Теперь мужчине предстоит восстановить мышцы ног. Двигается он с трудом. 

Не успели срубить парус 

«Это яхта моего хорошего знакомого, - рассказал «АиФ-Новосибирск» Евгений (имя изменено по его просьбе). – Это опытный капитан, призёр многих регат. Насколько я знаю, он – судоводитель международного класса». 

Мужчина считает произошедшее несчастным случаем. Изначально погода была хорошей, лишь иногда шёл небольшой дождь. Но внезапно лодка попала в шквал, и, по словам Евгения, девятиметровый парус не успели вовремя срубить. Давление на него было такое, что лодка зачерпнула бортом воды. 

«Я подозреваю, что от профессионализма здесь мало что зависело, - говорит Евгений, тоже имеющий отношение к управлению судами. - Скорее всего, он не успел сделать то, что нужно. Яхта слишком быстро опрокинулась». 

Также друг капитана подтвердил, что тот не отправился бы на воду в состоянии алкогольного опьянения. У владельца яхты также есть машина, и он, по словам Евгения, ни разу не привлекался за вождение в пьяном виде. В целом, правила движения на водном транспорте запрещают выход в состоянии алкогольного опьянения. 

«Не спортсмен, а турист»

Как удалось выяснить «АиФ-Новосибирск», капитан состоит в яхт-клубе «Аквалэнд». Руководитель клуба Алексей Марченко лично с хозяином Liberta не знаком, но он участвовал в спасательной операции. 

В спасательной операции участвовало около 40 человек и 14 единиц техники. Фото: ГУ МЧС по Новосибирской области

«У нас в клубе порядка 150-и судовладельцев. Про этого человека я знаю, что яхтингом он занимается давно. Права у него были. Но, по моему мнению, он не является спортсменом в парусном спорте, это, скорее, квалифицированный турист. Я считаю, что в наше время при получении удостоверений на право управления парусным судном люди не имеют достаточного опыта. Яхта была зарегистрирована в ГИМС, техосмотр она проходила – его проводят раз в пять лет. Выход в море капитан оформил по всем правилам. Сделал запись в вахтенном журнале». 

По словам Алексея, компания на яхте отправилась в путешествие в пятницу. Вернуться, согласно отметке в журнале, планировали в субботу, примерно в 15 часов. Как рассказал руководитель, примерно в 12 часов яхта отошла от острова Шумского кордона, где обычно отдыхают туристы, и направилась в сторону яхт-клуба. Лодка шла попутным курсом, то есть в одном направлении с ветром, и попала в шквал. 

«Есть правила поведения в такой ситуации, - высказал свою позицию Алексей Марченко. - Но люди сделали так, как подсказал их опыт. Надо было заблаговременно уменьшить площадь парусов, задраить все люки, надеть жилеты. Из всего этого они сделали только последнее. Паруса начали рубить в тот момент, когда пришёл шквал. Срубили стаксель, в носовой люк. Порывом ветра яхту накренило, а люк был не закрыт в этот момент. Яхту положило набок. Через открытый люк она начерпала воды, потеряла плавучесть и утонула». 

Директор яхт-клуба добавил, что случаев с перевернувшимися и затонувшими яхтами немало, но гибель людей при этом – большая редкость.

Погиб художник 

В понедельник, 20 июня, состоялись похороны погибшего. Это художник Алексей Астанков. Он вырос в Новосибирске, а в последние годы жил в Москве. 

В понедельник, 20 июня, состоялись похороны погибшего. Фото: https://vk.com// Евгений Кулагин

Друзья отзываются о нём, как о весёлом и очень творческом человеке, интересующимся военной историей. Алексей регулярно посещал исторические фестивали, участвовал в ролевых играх. 

«Он был участником движения исторической реконструкции, - рассказала знакомая семьи погибшего Элена Ларина. - Занимался Германией 14-го века, в реконструкции его знали ещё как Торвальда. Немного увлекался конным спортом - верхом в доспехах и средневековой одежде. Также был хорошим художником-дизайнером, рисовал логотипы в средневековом стиле под заказ».

В связи с гибелью одного из пассажиров следователи возбудили уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшего по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 263 УК РФ). 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах