В Новосибирской области по Тогучинскому направлению на участке дороги вдоль станций Совхозная, Шелковичиха, Геодезическая во время дождей ни проехать, ни пройти. В ближайшее время путь собираются закрыть для большегрузов, а на ремонт денег нет.
Игра в кошки-мышки
«Эта часть полотна разбита напрочь, из-под разворочанного асфальта лезет земля и глина. Ехать по ней опасно! — сетует водитель иномарки. — Интересно, планируют ли этот участок ремонтировать в ближайшее время?»
Из новосибирского Академгородка с этой дороги выезд на трассу Ленинск-Кузнецкий. В прошлом году три километра дорожного полотна здесь реконструировали. А что будет с участком, в котором тонут машины, — пока не ясно.
«Ежегодно эту дорогу взрывало, — объясняет Константин Громенко, начальник территориального управления автомобильных дорог по Новосибирской области. — В 70-е годы ее построили с техническими ошибками на пучинистых грунтах. Мы ее ремонтировали. Остался нетронутым небольшой участок дороги. Весной пошли большегрузы, «убили» ее до основания. Проезжать стало невозможно. Мы приняли меры — засыпали, привели в проезжее состояние. Но с новыми осадками тяжеловесы опять начали разрушать. Пока в бюджете средства на восстановление не предусмотрены».
В ближайшее время проезд для такого транспорта здесь совсем закроют и в круглосуточном режиме установят весовой контроль. К слову, закон предписывает определенные нормы массы для таких машин, однако ни для кого не секрет, что часто масса загруженного тяжеловеса превышает нормы в несколько раз. Такой транспорт не только уничтожает дорожное покрытие, но и угрожает безопасности — на трассе он как неуправляемый снаряд, не дай бог кому оказаться на его пути. Если ловят этих нарушителей — штрафуют, но поймать их не всегда удается — водители играют в кошки-мышки с контролерами.
«Передвигаемся мы обычно группами — три-пять машин. «Сверху» у нас отслеживают передвижение весового контроля на территории области, сообщают нам, где свободно — в это время и проезжаем», — поделился профессиональными секретами один из дальнобойщиков.
«Давление» обстоятельств
По самым минимальным подсчетам, ущерб от большегрузов в Новосибирской области в год составляет 1 млрд рублей. Чтобы их контролировать, на территории региона действует пять динамических весов. Кажется, что мало, но на самом деле по количеству и по взиманию ущерба НСО опередила другие субъекты федерации. Только по одному Ордынскому направлению за июль было собрано штрафов на сумму 3 млн. рублей. Сегодня экипажи ГИБДД «видят» нарушителей от Карасука, Ордынки, Плотниково, Колывани и на Советском шоссе — сеть магистралей вокруг столицы региона полностью «закрыта».
Но этого явно недостаточно. Чтобы полностью «закрыть» регион, эксперты подсчитали — необходимо 32 экземпляра динамических весов. И власти планируют постепенно это сделать — несмотря на стоимость от 13 до 18 млн рублей за одни весы, вложения быстро окупаются, учитывая наносимый ущерб и штрафные санкции. Но для того, чтобы контролирующая техника заработала в полном объеме, необходимо изменение законодательства: «Мы ждем этих изменений к 1 января 2015 года, — отметил Константин Громенко. — Тогда контроль над большегрузами будет скорее напоминать отслеживание скорости транспорта на дороге, когда лихач просто получает уведомление о штрафе за нарушение скоростного режима и обязан заплатить. То же будет с нарушителями-тяжеловесами. Поэтому когда законодательство позволит, мы установим весы везде!»