Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор, внёс изменения в постановление, принятое 16 декабря 2016 года, об изменении предельного индекса роста тарифов.
Чья чаша перевесила?
Глава региона уточнил: решение об увеличении коммунальных тарифов, к примеру, в Новосибирске в среднем на 14,9% прошло все необходимые процедуры согласования – с федеральными ведомствами, в том числе УФАС, Министерством экономического развития, Минэнерго, Министерством ЖКХ и строительства. На всех уровнях рост тарифов был признан объективным и обоснованным.
Своё решение он объяснил тем, что новый год принёс сразу несколько сюрпризов. Так, выросли платежи для населения за капитальный ремонт. Одновременно изменился порядок начисления платы по общедомовым нуждам. Если до этого разница между общедомовым потреблением и индивидуальным разносилась на места общего пользования, то теперь ОДН будут считать по нормативам. Пересчёт дал рост в 2–2,5 раза. Тоже вроде бы небольшие деньги, но опять рост. И, наконец, в январе горожане получили так называемые доначисления за отопление по итогам 2016 года, что вновь легло на жителей дополнительной нагрузкой.
«Мы услышали разные мнения, встречались с активами профсоюзов, общественниками, областным советом ветеранов. Нам говорили: когда растут прочие платежи, дополнительная нагрузка в 15 процентов – это высоко. Мы услышали», – заключил губернатор.
Где альтернатива?
Тем не менее тарифы на отопление в Новосибирской области – самые низкие среди всех регионов СФО. Более того, регион входит в 15 субъектов РФ с самыми низкими тарифами. В последние три года тарифы в НСО росли только на уровень инфляции. В 2015 году было семь процентов, в 2016 – 3,5, что не покрывало даже уровня инфляции.
«Тарифная политика – это всегда путь компромиссов, – продолжил губернатор. – Тарифному регулятору необходимо видеть, с одной стороны, потребителя, то есть всех жителей Новосибирска, малых городов и сельских районов области. Знать их платёжеспособность. Грубо говоря, потянут они или нет, смогут ли вовремя оплачивать услуги по новому тарифу или нет. С другой стороны, видеть уровень жизнеспособности тех организаций, которые оказывают услуги. Ошибиться здесь нельзя. Это – очень точные и очень сложные весы. Но мы всегда занимаем сторону потребителей».
Снижение предельного индекса роста тарифов не отменяет проблемы старения коммунальных сетей. В Новосибирске теплотрассы и водоводы изношены на 70%. «Поиск альтернативных средств на ремонт коммунального хозяйства – предмет нашей дальнейшей работы», – продолжил губернатор.
Владимир Городецкий добавил, что теперь все инвестпрограммы естественных монополий будет рассматривать Межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при губернаторе НСО. Этот же совет будет курировать тарифную политику естественных монополий.
В Межотраслевой совет потребителей вошли депутаты, представители профсоюзов, общественных организаций – в общей сложности 18 человек. Но, как подчеркнул глава региона, эта площадка будет открыта для всех горожан и жителей области.