Примерное время чтения: 6 минут
1712

Барьер к прилавку. Почему магазины для малого бизнеса закрыты?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ на Оби № 36 07/09/2016
Местных производителей мало в магазинах.
Местных производителей мало в магазинах. / Елена Иванова / "АиФ-Новосибирск"

Процветание малого и среднего бизнеса зависит от полноты кошельков простых граждан – чем ниже их покупательская способность, тем сложнее продавать товары. Журналист «АиФ на Оби» узнавал, что мешает развиваться малому бизнесу и можно ли преодолеть все препятствия.

Маленьким не особо доверяют?

На первых этажах зданий, где некогда были небольшие магазинчики, сегодня висят объявления о том, что помещение сдаётся в аренду. О том, что малый бизнес сбавил темпы развития в регионе, говорят и представители банков.

«Предприниматели стараются в кризис аккуратней брать кредиты. Такая тенденция наблюдается по всей стране и в Сибирском федеральном округе, – рассказал Евгений Хацкевич, начальник Сводного экономического управления Сибирского главного управления Центрального банка РФ. – Да банки стали предъявлять более жёсткие требования к бизнесменам. Во втором квартале 2016 года при кредитовании малого и среднего бизнеса они повысили требования».

Получается, что взять кредит стало сложнее. Однако банки обещают, что к концу года смягчат условия для бизнесменов.

«У нас небольшой бизнес, с подругой открыли отдел детской одежды, – рассказывает Нина Орликова, начинающий предприниматель. – Часть вещей шьём сами. Хотели открыть отдельный магазин, но получить кредит в банке не удалось, с нас потребовали большое финансовое обеспечение. А у нас все деньги ушли на покупку одежды, тканей, и денег или имущества, которое попросил банк в доказательство нашей состоятельности, у нас не оказалось».

Для многих, кто начинает своё дело, такие требования становятся непреодолимыми, и они просто откладывают идею в долгий ящик.

Выжить тем, кто до кризиса был успешным в бизнесе, тоже непросто. «В 2016 году предприниматели стали чаще, чем раньше, обращаться с просьбой поиска новых рынков. В условиях кризиса все ведут себя по-разному: одни – опускают руки, другие – находят новые возможности, – рассказал Максим Останин, председатель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска. – Часто обращаются к нам предприниматели, которые хотят познакомиться с представителями торговых сетей, потому что пробиться туда непросто. Понять, на каком уровне находится развитие малого бизнеса в Новосибирске, можно, если прийти в магазин. Наши производители присутствуют далеко не на всех полках супермаркетов. И дело тут не в том, что своего мало производим, а в том, что у каждой торговой сети свои этапы вхождения на прилавок и не всем просто эти требования исполнить».

Любителям местного придётся поискать.
Любителям местного придётся поискать. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Елена Иванова

Монополия на полки?

Если пройтись по супермаркетам, то на полках можно найти товары крупных местных производителей. Также немало привозных продуктов из соседних областей.

Алексей Старченко, предприниматель, успешно продаёт в одной из крупных сетей лаваши. «Я решил произвести ещё и свою лапшу, по качеству она такая же, как алтайская, только делается у нас в области и доставка её обходится дешевле, – рассказывает Алексей Сергеевич. – Думал, что реализовать товар смогу через тот же супермаркет, но там её отказались закупать и никаких объяснений не дали».

С таким молчаливым отказом, а порой и полным игнорированием приходится сталкиваться многим производителям. Получается, что сети стали практически монополистами и выйти к покупателю без них непросто. Но у сетевиков свои аргументы.

«Менеджеры многих торговых сетей завалены предложениями от бизнесменов, но большая часть из них не подходит под наши условия, – объясняет Ольга Слободская, представитель крупной торговой сети. – Дело в том, что предприниматели сначала произведут товар, а потом пытаются его сбыть. Наверное, поэтому основное ядро поставщиков не меняется десятилетиями. Ведь нужно выдерживать объём поставок, регулярно, по графику привозить товар в магазин. Кроме того, товар должен пользоваться спросом, а лапша, которая не отличается от алтайской, вряд ли станет конкурентом».

Войти в сети сложно и производителям бытовой химии, одежды. К малому бизнесу предъявляют жёсткие требования. Один из вопросов, который обязательно задают: где вы уже продаёте товар? Но многие из производителей только хотят выйти на рынок, продаж у них ещё нет. Получается какой-то замкнутый круг, и выйти из него без помощи государства вряд ли удастся. Начинающие бизнесмены очень ждут, когда откроются магазины, где бы они могли получить свой шанс. 

Общий язык не нашли

Виктор Мокровицкий, председатель Совета предпринимателей Заельцовского района Новосибирска:

– Около 10 лет вместе с городскими властями мы пытаемся помочь малому бизнесу войти в торговые сети. За это время удалось вывести на рынок всего 3 или 4 единицы товаров местных производителей. Приходится всеми способами «проталкивать» их в магазины. Например, три года назад мы помогали вывести в торговые сети качественное натуральное масло. Даже обращались за помощью в администрацию города, в министерство области, но нам ответили, что не могут влиять на владельцев супермаркетов. Предприниматель не стал пробивать стену, а поехал на выставку-продажу в Астану. Представил товар, и там с ним заключили контракт на доставку масла. И теперь новосибирское масло продаётся в Казахстане.

К сожалению, желание найти общий язык между торговыми сетями и предпринимателями обречено на провал. Точки соприкосновения уже несколько лет не удаётся найти. Поднимать вопрос нужно на уровне города и области.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах