Модель рынка тепла по методу «альт. котельной» – новая государственная политика в сфере теплоснабжения. Она призвана сделать прозрачными тарифы на перспективу, обеспечить долгосрочные инвестиции и возможность своевременной модернизации теплосетевого хозяйства. Промедление может обернуться дальнейшим износом инфраструктуры и увеличением финансовой нагрузки на бюджеты регионов.
Большой потенциал
Заместитель директора Департамента развития элект-роэнергетики Минэнерго РФ Алексей Храпков рассказал о базовых вызовах, побудивших принять федеральный закон о новой модели рынка тепла. Главный из них – отсутствие стратегических инвестиций в отрасли. Инвесторы опасаются вкладывать деньги в тепловое хозяйство, поскольку не уверены в том, что их удастся вернуть. Новый закон позволит формировать тарифы на тепло с перспективой на 10 лет, что обеспечит возврат вложенных средств.
«Внутри теплоэнергетической системы – большой потенциал», – говорит директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании (СГК) Екатерина Косогова и называет объекты энергетики Сибири, требующие срочных капитальных вложений. В Новокузнецке тепловое хозяйство изношено на 70%. Компании, обеспечивавшие город теплом, в стадии банкротства. Кто будет отапливать город – пока неизвестно. СГК выразила готовность зайти в Новокузнецк по принципу новой модели и вложить в тепловое хозяйство порядка 5 млрд руб. Есть проект для Барнаула на 9 млрд руб. Инвестиционный портфель Красноярского края – больше
14 млрд руб.
«Нам хочется что-то делать, потому что деньги не должны лежать, они должны работать», – продолжает Косогова. Но сегодня ситуация с тарифами – непрогнозируемая. А новый закон позволяет обеспечить прозрачность тарифов на 10 лет и при этом свести на нет так называемые «тарифные войны», которые время от времени случаются в регионах.
Всё под контролем
Федеральный закон прописывает добровольный принцип перехода каждого муниципального образования на новую модель. Для этого на территории создаётся единая теплоснабжающая организация (ЕТО). На неё накладывается дополнительная ответственность: «ЕТО отвечает перед потребителем за качество. Сейчас эта ответственность размыта», – поясняет Алексей Храпков.
В будущем, считают авторы закона, ЕТО не должна получать выручку за некачественно оказанные услуги и будет деньгами компенсировать потребителю температуру теплоносителя ниже нормы, сроки отключения больше нормативов и прочее. Это – важная новация, которая сподвигнет ЕТО на качественную работу. При этом все существующие формы контроля –
со стороны ФАС, Ростехнадзора – сохраняются.
«Нам надо максимально учесть интересы потребителей, игроков рынка и власти. Это – первая встреча с участием федеральных коллег. Но контуры работы уже сейчас стали лучше видны», – говорит председатель исполнительного комитета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Андрей Жуков. МАСС выразила готовность стать дискуссионной площадкой для обобщения предложений по внедрению новой модели рынка тепла в Сибири.