Дефицит кадров
Былую промышленную мощь в регионе планируют вернуть при помощи научных разработок, которые пытаются внедрить на действующее производство – заводы и предприятия. Однако это требует и подготовки кадров соответствующего уровня.
Если раньше будущему работнику завода и предприятия достаточно было троечек в аттестате и не требовалось особенных знаний для подготовки по техническим специальностям, то сегодня требования к выпускникам училищ и техникумов гораздо выше, чем были раньше. Что неудивительно, ведь работать им предстоит на высокотехнологичном оборудовании и освоить, например, ещё и навыки 3D-моделирования, работы в специальных компьютерных программах.
«Самолёт на Чкаловском заводе собирается не по бумажным чертежам, как это было раньше. Сейчас это делается в компьютере, где в специальной программе составляется модель машины», – поясняет Андрей БРИКМАН, директор Авиационного технического колледжа.
Новые технологии внедряют и в ЖКХ. Например, в Технопарке создали промышленный компьютер «Торнадо» – это система автоматизированного взаимодействия оборудования в транспортной системе, энергетике, ЖКХ. Причём «Торнадо» уже внедрили не только в Новосибирске на заводе «Сиблитмаш», но и в зарубежных странах. Работа на таком оборудовании требует новых знаний и навыков.
Специалисты с высоким уровнем подготовки нужны сегодня даже в сельском хозяйстве. Как рассказала Наталья ИВАНОВА-СЛЕПЦОВА, генеральный директор тепличного комбината «Толмачёвский», первое время сотрудников на выращивание овощей в теплицах (а для работы в тепличном комплексе их требуется около 300) им приходилось привлекать из соседних регионов.
«Специалистов именно этого направления – тепличного производства – в Новосибирской области нет, и, к сожалению, аграрный университет их не готовит, хотя потребность в них есть. Пришлось взять инициативу на себя. Мы заключили трёхстороннее соглашение с министерством образования и вузами и предложили своё производство в качестве базы для практики и узкоспециализированного обучения студентов. Молодёжь закрепляли за опытными специалистами – наставниками. После получения диплома у таких выпускников вуза уже есть работа – мы с радостью принимаем их на своё предприятие. Мы готовы и дальше работать в этом направлении. Только не понятно: если есть потребность в большом количестве специалистов на предприятии, почему бы вузам, техникумам и училищам не реагировать на неё оперативно? Ведь конечная цель – дать молодёжи работу».
Студенты – под заказ
Молодых специалистов для предприятий сегодня готовят как в вузах, так и в техникумах, училищах, колледжах. Причём сегодня они становятся всё более востребованными на рынке труда и получают зарплату даже выше, чем многие новосибирцы с дипломом вуза по гуманитарным специальностям.
Эксперты отмечают, что на рынке труда региона уже много лет явный перекос: дипломированных экономистов, юристов и гуманитариев – переизбыток, а вот выпускников технических вузов и рабочих специальностей явно не хватает. По итогам 2015 года наиболее востребованными на региональном рынке труда были: водители, медсёстры, повара, продавцы, швеи, каменщики, штукатуры, электрогазосварщики, маляры, бетонщики, электромонтёры, менеджеры.
Многие выпускники техникумов и училищ устраиваются на работу уже во время учебной практики, подтверждают эксперты. И дело не только в дефиците кадров. Специалистов сегодня обучают с «прицелом» на конкретное предприятие – набор на специальности открывается в зависимости от потребности местных предприятий.
«Бизнес уже вкладывает деньги в оснащение техникумов и колледжей. Это несколько лет назад многие обучались на старом, «допотомном» оборудовании. В обмен предприятия получают квалифицированные кадры. Но дело это добровольное, и пока далеко не все готовы инвестировать в образование и подготовку будущих специалистов», – рассказал Андрей Брикман.
Эксперты советуют: если нынешние школьники хотят получить востребованную и хорошо оплачиваемую профессию, лучше выбрать техническую специальность.
Мнение эксперта:
Юнус ИСЛЯМОВ, генеральный директор ОАО «Завод ТРУД»:
Чтобы возродить российское машиностроение, необходима модернизация оборудования, кадры, господдержка. Не будет современного оборудования, не придут перспективные специалисты. А приобрести новое оборудование без господдержки невозможно. Мы стараемся приобретать новые станки, которые, кстати, стоят недешево, но темп обновления явно недостаточен. Господдержки, можно сказать, мы не ощущаем. У региональных властей для этого нет на это средств. А на помощь федерального бюджета могут рассчитывать только госкорпорации.
Нехватка квалифицированных кадров ощущается всеми предприятиями промышленного сектора. К сожалению, низок престиж профессий инженеров, технологов, конструкторов. Государственная политика в этом вопросе оставляет желать лучшего. Мы пытаемся создавать молодёжи возможности для карьерного роста: используем для привлечения молодых специалистов собственный жилой фонд. Но одних усилий предприятия недостаточно, без внятной государственной политики решать эти задачи крайне сложно.
Мнение эксперта:
Александр КУККУС, председатель совета ветеранов профессионального образования Новосибирской области:
– Когда ввели экономические санкции, вопрос об импортозамещении встал особенно остро. На местные предприятия обратили внимание. И что же увидели? Старое оборудование, отсутствие современных технологий и дефицит кадров – заводы и предприятия вынуждены были как-то выживать в таких нелёгких условиях. Нужны были большие финансовые вливания и в техническое переоснащение, и в подготовку кадров. Работать в цехах было просто некому.
В 90-е годы система профобразования переживала сложные времена – молодёжь массово «переключилась» на вузы, а училища и техникумы пустовали – учиться в «непрестижных», как тогда считалось, заведениях не хотели. Да и выглядели они не очень привлекательно – обветшалые корпуса и старое оборудование, общежития тоже были далеко не в лучшем состоянии. Начались массовые сокращения – учебные заведения, в которых был недобор студентов, попросту закрывались как нерентабельные.
Многие хорошие специалисты и мастера-преподаватели остались без работы и нашли себя в других отраслях. А предприятия впоследствии получили дефицит кадров – выпускников со средним профессиональным и техническим образованием стало не хватать.
В последние годы ситуация меняется в лучшую сторону. К подготовке молодых специалистов подключились базовые предприятия. Материальная база для занятий в мастерских сегодня в разы лучше, чем была лет 10 назад, и общежития тоже стали более пригодными для проживания. Для студентов проводят конкурсы профмастерства, в том числе и за пределами страны. В прошлом году, например, новосибирцы были в Бразилии. Ну и, соответственно, поднялся уровень преподавательского состава, мастера прошли дополнительные стажировки, курсы по освоению новых технологий. Важно, чтобы все эти меры были не разовыми, а закрепились в систему, тогда вопрос о подготовке кадров для реиндустриализации будет решён.
Мнение власти:
Сергей НЕЛЮБОВ, министр образования, науки и инновационной политики НСО:
Реанимировать российскую экономику, поднимать промышленное производство предстоит молодому поколению, сегодняшним школьникам.
Для реиндустриализации в регионе нужно готовить компетентных, конкурентоспособных специалистов инженерно-технического профиля. Выявлять интерес к этим специальностям надо с детства.
Да, сегодня в школах открыты специализированные классы для одарённых детей инженерного, естественнонаучного и математического направлений. Но начинать надо ещё раньше – уже в детском саду знакомить детей с навыками конструирования, технического творчества, робототехники. Это не только позволит заложить интерес к инженерным и техническим специальностям, но и будет способствовать развитию ребёнка.