Бывает, что дети меньше заинтересованы в выполнении домашнего задания, чем родители. Есть ощущение, что в наше время таких ситуаций больше, чем при прошлых поколениях. На эту тему журналист «АиФ-Новосибирск» поговорил с психологом, руководителем кафедры педагогики и психологии образовательного центра «Горностай», кандидатом филологических наук, семейным консультантом Анной Бердниковой.
Ребёнок становится «заложником»
«В современной школе, вопрос о том, делать или не делать домашнее задание, ставится шире: «Зачем вообще человеку учиться в школе?». Часто звучат от родителей слова: «Всё, что нужно, он может выучить сам, посмотрев ролики по интернету, а в школе человек теряет время, зачем-то ввинчивается в ненужную систему». Так что всё начинается с отношения взрослых», - говорит эксперт.
Если мама с папой считают, что школа не нужна, а учителя – «глупые и озлобленные», то побудить ученика выполнять домашнее задание практически невозможно, считает психолог.
«Важно осознать, как я, родитель, отношусь к школе, что это за учреждение, необходимо ли оно в жизни ребёнка. Если я считаю, что это не нужно, значит, следует решать вопрос среднего образования как-то иначе. Если я, как родитель, декларирую, что школа отнимает у человека время и ничего не даёт, но своего ребёнка заставляю туда ходить, я создаю двойное послание и делаю его заложником ситуации», - поясняет Анна Бердникова.
Причина делать домашнее задание
Психолог также считает, что со временем у детей изменилась мотивация. Специалист рассказала об одном интересном эксперименте из детского исследования. Детям было предложено завершить два неоконченных предложения: «Я делаю домашнее задание потому, что…», «Я не делаю домашнее задание потому, что…». В эксперименте принимали участие пятиклассники, восьмиклассники и одиннадцатиклассники.
Ученики пятого класса показали внешнюю мотивацию: «Я делаю уроки, чтобы мама не ругалась»; «Я делаю уроки, чтобы пятёрку получить». Одиннадцатиклассники боялись не сдать ЕГЭ: «Я делаю домашнее задание, потому что выбрал этот предмет для сдачи экзамена»; «Я не делаю, потому что ЕГЭ по этому предмету нет – не буду тратить время». Восьмиклассники были относительно свободны: «Мне нравится этот предмет»; «Мне нравится этот учитель»; «Я хочу сделать открытие».
Аналогичный опрос был проведён и в прошлом году. Но ответы отличались. 44% пятиклассников написали: «Я не делаю домашнее задание, потому что мне лень».
«Я думаю, изменилось отношение к школе. Ещё 8-10 лет назад считалось, что раз задали домашнее, значит, надо делать. А сейчас ученики считают нормальным сказать «мне лень»», - рассуждает Анна Бердникова.
Дети стали другими
Опираясь на теорию поколений, психолог высказывает мнение о том, что сейчас в школе учатся дети, которые ориентированы не на поступательный успех, как раньше, а на позитивное самоощущение и душевное равновесие.
«Лет 15-20 назад дети на вопрос, кем они хотят стать, отвечали чётко, например: «Я буду бизнесменом». Сегодня ребёнок говорит неопределённо: «Я не знаю, наверное, буду благотворительностью заниматься». Или: «Буду что-то делать 2-3 часа в день и зарабатывать достаточные деньги. Если мне не будут платить, сколько нужно, откажусь от этой работы». Если спросить, кто тогда будет кормить семью, ответ может быть такой: «Ну пока родители, а там посмотрим»», - приводит примеры психолог.
По её словам, дети сейчас не называют конкретное дело или профессию, у них нет чёткой картины будущего. Возможно, это особенность поколения, а возможно, дело в современном воспитании.
Также Анна Бердникова отмечает, что дети, оказавшись в школе, не видят взаимосвязи между образованием и самореализацией. И всегда задаются вопросом: «А смысл всё это учить, если я не знаю, что мне пригодится?». «Тем более, что, насколько мне известно, около 70% людей работает не по специальности», - говорит специалист.
Если ребёнок не видит смысла в хорошем обучении, то родитель часто озабочен реализацией своей родительской позиции. Ему или ей важно быть мамой или папой успешного ребёнка, отличника или, к примеру, школьника, увлекающегося биологией. Родители так реализуются через своих детей. В результате взрослых больше заботит домашнее задание и, в более широком смысле, - образование детей.