Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции школы региона перевели на дистанционное обучение (ДО). Какие проблемы обнажает онлайн-формат и какие меры принимают для их эффективного решения, обсуждают педагоги, родители и эксперты профильного министерства.
Что за новый опыт?
С 6 апреля в регионе действует временная мера – школьникам, учителям и родителям приходится взаимодействовать на расстоянии. Для Новосибирской области, как и для большинства других регионов России, это новый опыт. Освоение новых тем, разбор задач, контрольные работы, домашние задания и даже подготовка к итоговым экзаменам – всё это «перекочевало» в привычный детям и подросткам, но чуждый многим педагогам и родителям онлайн-формат.
В зависимости от технических условий власти предлагают три модели удалённого обучения. Первая – исключительно дистанционное образование с применением соответствующих технологий. Вторая – удалённое обучение с помощью средств связи и сервисов – для школ, где скорость интернета маленькая и не позволяет проводить занятия в режиме реального времени. И третья модель – для образовательных учреждений сельской местности. Она допускает посещение занятий в малокомплектных школах, естественно – при соблюдении всех санитарных требований.
К слову, большинство сельских школ уже вернулись к очной форме с 13 апреля. По словам губернатора Андрея Травникова, это учреждения, не входящие в Новосибирскую агломерацию: в Бердске, Искитиме, Оби, Кольцово и, конечно, в Новосибирске ученики по-прежнему проходят обучение дома. Но готовы ли дети, их родители и учителя к такой работе?
Как рассказали в региональном министерстве образования, педагогов подготовили к вынужденным обстоятельствам. На прошедших в марте вебинарах им объяснили, как правильно использовать возможности цифровых платформ и ресурсов.
Почему не как по маслу?
Однако, как признаются большинство педагогов, запуск ДО в регионе прошёл не так гладко, как задумывалось. Онлайн-образование не может заменить классную работу – сервисы зависают, не все ученики вовремя выходят на связь, да и сам процесс работы с интернетом для многих, особенно возрастных, учителей – настоящий квест.
«Я пенсионерка, для меня эти современные гаджеты – тёмный лес, – признаётся учитель истории одной из школ в Ленинском районе Новосибирска Светлана Зайцева (фамилия изменена по просьбе героини публикации). – Хорошо, что мне помогает дочь. Но тоже нервничает: сервисы виснут, приходится по несколько раз отправлять одно и то же. Не все ученики выполняют задания – говорят, что ничего не получали. Уж не знаю, действительно виноваты сбои или дети таким образом увиливают от уроков. Когда будем навёрстывать школьную программу, не знаю».
В некоторых учреждениях звено «учитель» и вовсе выпало из образовательного процесса из-за того, что школы не выработали единую эффективную систему работы в онлайн-режиме. Всё обучение свелось к схеме: «Педагог выложил задание на одной из платформ – родители приняли и сами объяснили всё детям». А не имея должных компетенций и времени, сложно дать ребёнку необходимые знания.
«Берём задания на Яндекс-диске и учимся сами, – пожаловалась мама третьеклассника Елена Потапова в социальной сети Facebook. – А домашнее задание высылаем на почту учителю одним письмом. Другой технической возможности у школы в 21 веке нет. Когда родителям работать, непонятно. Где хвалёная цифровизация? Всё «на коленках».
Не найдя ответы на свои вопросы, родители жалуются в региональное министерство образования. По словам главы ведомства Сергея Федорчука, все обращения будут обработаны, и на этой неделе власти попытаются выправить ситуацию и наладить работу системы ДО. Но уже сейчас в Новосибирске есть школы, чей опыт перехода на «дистанционку» можно назвать позитивным. Как пример – лицей № 9 в Железнодорожном районе города.
По словам директора лицея Екатерины Калининой, первая неделя была сложной, но сейчас стало проще – удалённо проходят даже предметы, предполагающие физическую работу, – физкультура и технология.
«При этом мы стремимся к тому, чтобы снизить нагрузку на родителей. Их задача – наладить процесс, режим, научить, куда входить и как подключаться, проконтролировать вовлечение ребёнка в дистанционное обучение», – рассказала Екатерина Калинина.
Несмотря на относительные успехи отдельных школ, Сергей Федорчук признаётся: есть проблемы, которые надо решать на федеральном уровне, укрепление материально-технологической базы школ, усиление мощности онлайн-систем.
«Тенденция к дистанционному обучению – это всерьёз и надолго, школа всегда должна быть готова перейти на такой формат работы, – сказал Сергей Федорчук. – Мы запустили процесс и оценили количество и масштаб проблем. Данный этап требует терпения. Только при взаимодействии педагогов, родителей и учащихся можно создать благоприятные условия для работы в новом формате».