В мегаполисе удалось провести масштабную реконструкцию набережной, впервые за семь лет в полном объеме выполнить норматив по ремонту дорог и построить несколько новых школ. Корреспондент «АиФ-Новосибирск» уточнил, как удалось воплотить грандиозные планы?
Проект «Городские приоритеты» включает три направления: благо-устройство, развитие общественного транспорта и дорог, а также социальной инфраструктуры. Именно в этих сферах положительные изменения особенно важны для новосибирцев. Поэтому мэр Анатолий Локоть обозначил их как генеральные на ближайшие несколько лет.
Михайловская набережная
Новосибирцы мечтают, чтобы город был зелёным. В сибирской столице создают новые скверы, высаживают аллеи и обновляют старые парки: преобразились «Берёзовая роща», «У моря Обского», Центральный парк. «В этом году впервые за 50 лет начали реконструкцию Михайловской набережной, – напомнил мэр Новосибирска Анатолий Локоть, – обновлены скверы, заложена пихтовая аллея на пл. Маркса».
Самые масштабные работы по этой программе развернулись, конечно же, на набережной. В этом году здесь выполнили первый этап благоустройства территории протяжённостью более 1 км: от парка «Городское начало» до станции метро «Речной вокзал» в зоне нижнего яруса.
«Все усилия были сосредоточены на благоустройстве променада прибрежной зоны, – рассказала начальник департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии Анна Терешкова. – Была отремонтирована центральная парадная лестница, старый асфальт заменили на новую тротуарную плитку, проложили велосипедные дорожки, установили новые фонари и лавочки, проложили ливневую канализацию, обновили газон. Вместо старых деревьев высадили молодые липы и яблони».
Многие новосибирцы с нетерпением ждали перемен в любимом месте прогулок и отдыха и наведывались на набережную ещё до её официального открытия. «Удивило, что работа кипела даже в тёмное время суток, под светом прожекторов, – вспоминает житель Новосибирска Александр Довбышенко. – Рабочие не ругали любопытных».
На первый этап реконструкции этой территории потратили 140 млн руб. 26 октября набережная была официально открыта. Качество работ высоко оценили мэр, депутаты Городского совета и областного парламента, а также чиновники федерального уровня. «Все работы были проведены качественно и завершены в срок», – рассказал Анатолий Локоть.
Благоустройство дворов
Масштабный ремонт в этом году развернулся и во дворах многоэтажек. В 2017 году на благоустройство дворов Новосибирска в общей сложности было направлено 450 млн рублей – это в три раза больше, чем в прошлом году. За лето на эти средства в городе привели в порядок более 300 дворов: отремонтировали проезды, установили новые скамейки и урны, фонари. При этом ремонт был сделан с учётом заявок и пожеланий жильцов. Как доложил начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Андрей Колмаков, по наказам избирателей депутатам Заксобрания и Городского совета в этом году благоустроили 180 дворов города. Ещё 126 дворов привели в порядок по муниципальной программе «Формирование современной городской среды» на 2017 год. Кстати, сейчас в Новосибирске разрабатывается аналогичная муниципальная программа на ближайшие 5 лет, и в список дворов для ремонта на 2018 год по итогам общественных обсуждений вошли 99 дворов.
Транспорт и дороги
Тема дорог и общественного транспорта – тоже одна из самых актуальных для горожан. В этом году удалось сделать многое. «Впервые за семь лет мы выполнили норматив по ремонту дорог в полном объёме», – заметил Анатолий Локоть.
Участие Новосибирска в федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги» позволило отремонтировать самые аварийные магистрали, устранив таким образом 15 мест концентрации ДТП. На средства из федерального, областного и городского бюджетов на магистралях заменили асфальтовое покрытие, установили новые дорожные знаки, светофоры, ограждения. Причём дождались обновления даже окраины мегаполиса. Часть участков городских магистралей отремонтировали по итогам интернет-голосования на сайте мэрии, в котором горожане могли сами выбрать дорогу для ремонта.
Не забыли и о пешеходах. «На ремонт тротуаров потратили рекордную сумму – 31 млн рублей. На будущий год запланировано около 42 млн руб., – рассказал начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Роман Дронов. – Не секрет, что до этого ремонт тротуаров проводился по остаточному принципу. В этом году впервые выполнили большие объёмы».
Сегодня у горожан есть нарекания к работе общественного транспорта, признают в департаменте. Старенькие автобусы часто ломаются. Сейчас решается вопрос о покупке 50 новых автобусов.
Модернизировать старые трамваи Новосибирску поможет сотрудничество с белорусскими партнёрами. Закупать новые вагоны – дорого. Ещё в декабре 2016 года в Новосибирске было создано совместное российско-белорусское предприятие по модернизации трамвайных вагонов. Уже есть плоды сотрудничества. «Нынче модернизировали пять трамваев, до конца года на линию выйдут ещё семь», – доложил Роман Дронов.
Более современной и удобной для пассажиров стала и оплата проезда в общественном транспорте – без подсчётов мелочи из кармана. Электронные проездные появились в Новосибирске в 2006 году, а сегодня по транспортной карте легко и быстро можно рассчитаться во всём муниципальном транспорте и коммерческих автобусах. Развивать систему безналичного расчёта планируют и дальше, оплатить проезд скоро можно будет не только транспортной, но и банковской картой. Такая система уже действует на некоторых маршрутах и в метро.
Детские сады и школы
Долгие годы одной из самых острых проблем был дефицит мест в детсадах и вторая смена в школах. В этом году открыли две школы. Одна из них – первая очередь школы на 750 человек на Ключ-Камышенском плато, где жители были недовольны тем, что старая школа принимает в три раза больше учеников, чем рассчитана. Как рассказал главный архитектор города Виктор Тимонов, в городе сейчас строят ещё четыре учебных заведения и пристройку к школе № 82.
Находят и нестандартные подходы: так, бывшие детские дома в Центральном округе и Ленинском районе реконструируют, чтобы открыть в них детсады. А в новых крупных микрорайонах власти договорились проектировать школы за счёт застройщиков. По этой новой для города схеме в ближайшем будущем построят 5 социальных объектов.
«Главную оценку тому, что сделано, поставят, конечно, жители. Приоритетные проекты были задуманы, чтобы улучшить их жизнь, – напомнил мэр. – Воплотить идеи удалось благодаря помощи областного и федерального бюджетов. На эту поддержку рассчитываем и в 2018 году, планов ещё много».