aif.ru counter
60

Дубина коммунальной войны: почему враждуют жители и владельцы УК?

Обязательное лицензирование управляющих компаний не способствовало уменьшению количества жалоб на коммунальщиков от собственников жилья.

Закон об обязательном лицензировании УК вступил в силу с начала года. Он предусматривает всего три основных требования: наличие недисквалифицированного руководителя; наличие персонала, обладающего минимальным набором навыков; раскрытие информации о финансовой деятельности УК.

Куда уходят деньги?

Несмотря на такие несложные  условия лицензирования, 14 новосибирских управляющих компаний его не прошли. Все по одной причине – они не раскрыли информацию о том, сколько денег собрали с жильцов и на что эти деньги потратили. Остаётся только догадываться, какая двойная или тройная бухгалтерия была у этих компаний. Еще 40 УК, обслуживающих сегодня жилой фонд в населённых пунктах Новосибирской области, даже не заявлялись на лицензирование. По закону компании, не получившие лицензии, не могут продолжать свою деятельность. Это означает, что  десятки домов в НСО, которые  обслуживались этими УК, могут оказаться брошенными.

Языком цифр:
36% новосибирцев недовольны работой своей УК 37% не могут назвать работу коммунальщиков ни плохой, ни хорошей 22% довольны тем, как содержатся их дома и дворы
Александр ИВАНОВ, начальник управления муниципальной жилищной инспекции, отмечает, что в зоне особого риска – ветхий жилой фонд. Управляющие компании избавляются от таких домов под любым предлогом, поскольку они портят статистику и понижают место УК в рейтинге – люди-то жалуются! Между тем в областном центре сегодня около 1,5 тысячи ветхих и аварийных домов. За последние 10 лет снесли и расселили только 300.

Проблемы у всех  владельцев жилья в изношенном жилом фонде  одинаковые, рассказывает Евгений ПОНОМАРЁВ, начальник государственной жилищной инспекции Новосибирской области. Весной это затопленные подвалы и протекающие крыши, зимой – неубранный снег, осенью – неисправная система отопления.

Впрочем, бывают случаи и посерьёзнее – когда управляющие компании шантажируют жителей, заставляя их соглашаться с повышением тарифов. «Не проголосуете за повышение – мы откажемся от вашего дома и обслуживать вас будет некому», – говорят собственникам.

Неужели на зарвавшихся коммунальщиков как не было, так и нет  управы?  Вообще-то жилищная инспекция и прокуратура обязаны по каждой жалобе собственников жилья проводить проверку и принимать меры. Например, в виде штрафов, которые сегодня составляют 250–300 тыс. руб. для  юрлиц. Суммы штрафов видятся чрезмерными даже представителям  контролирующих органов. «Если мы начнём размахивать этой дубиной во все стороны, то  просто разрушим рынок услуг ЖКХ, – говорит Александр Иванов. – Для мелких УК такой штраф – это мгновенная смерть, а для больших – постепенный путь к банкротству». Чтобы не обанкротиться, УК штрафные риски закладывают в тарифы. Таким образом, выплачиваются эти штрафы всё равно из денег собственников.

Тем не менее за прошлый год в региональный бюджет в виде штрафных отчислений  от  управляющих компаний поступило 32 млн руб. – цифра самая большая в РФ. Евгений Пономарёв предлагает: эти деньги должны из казны возвращаться в систему коммунального хозяйства в виде областных и муниципальных целевых программ по ремонту  жилья.

Кто кого шантажирует?

Владельцы управляющих компаний  считают сложившуюся практику глубоко порочной и направленной против их бизнеса. «Меня недавно оштрафовали на 150 тыс. руб. за то, что я не успел вовремя среагировать на жалобу, – приводит пример Андрей ХАРЛАНОВ, первый заместитель генерального директора  УК «СПАС-Дом». – Но из 160 тыс. человек, обслуживаемых нашей компаний, 70 – хронические жалобщики! Сегодня многие общественные организации занимаются тем, что помогают писать жалобы. Интерес к написанию жалоб вольно или невольно подогревают СМИ – всплеск активности жалобщиков мы наблюдаем после каждой передачи на тему ЖКХ».  Андрей Харланов опасается, что при действующей системе жалобы могут стать оружием в нечестной конкурентной борьбе: «Я договорюсь с жителями у конкурента, чтобы они регулярно писали на него жалобы – и через пару месяцев мой конкурент будет разорён».

По данным Александра Иванова, в муниципальную жилищную инспекцию поступает порядка 300 обращений в день. Он не сомневается:  львиную долю проблем можно решить не на уровне жилинспекции, а на уровне общения жителей с руководством УК. Именно в сфере выстраивания коммуникаций (не сантехнических, а вербальных) УК сегодня недорабатывают.

Владельцы управляющих компаний считают, что на фоне ужесточающегося государственного контроля за УК необходимо делать жёстче и требования к потребителям коммунальных услуг. Четвёртая часть собственников жилья не платит за ЖКХ. В каждой второй квартире, не оборудованной счётчиками,  есть люди, которые живут без прописки, соответственно, не оплачивают потребляемые ресурсы.  У УК не так много рычагов воздействия на  злостных неплательщиков  – обрезать провода, поставить заглушку на канализацию. Но прежде чем это сделать, УК должна соблюсти ряд формальностей. По мнению Андрея Харланова, это сводит на нет усилия по борьбе с неплательщиками. 

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Чем занимается научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор»?
  2. Как много людей в Новосибирске говорят по телефону за рулем?
  3. Как аграриям быстрее всего получить средства из областного бюджета?