Иван Мазуренко называет себя архитектурным продюсером. Его купольные дома выделяются на фоне классических коробчатых собратьев. В 2020 году Национальный независимый архитектурный рейтинг «Золотая капитель» присудил его детищу, парковому павильону «Дом Звука», расположенному в «Мира-парке», три награды:
- серебряный диплом в номинации "Здания общественного назначения";
- серебряный диплом в номинации "Общественные интерьеры";
- специальный Диплом орг. Комитета.
Рождение Звука: связь формы и содержимого

В купольном Доме Звука поселили необычного жильца: «било иконное». Это автоматизированная колокольная установка, особый инструмент из плоских бронзовых и латунных пластин. Дом Звука — пространство с уникальной акустикой. Сферическая форма создает правильное распределение вибраций, дает глубокий, яркий, живой звук.
Основной зал обшит пластинами из лиственницы, чтобы оптимально отражать акустические волны. Форма и материал отделки служат главной цели — быть резонатором колокольной установки.
Вместе с Иваном Мазуренко над проектом работали Павел Носарев, Никита Овсюк и Андрей Алексеев. Творческая группа соединила основное помещение с холлом в виде ракушки. Такое решение органично вписало постройку в окружающее пространство.

Изюминка холла — отделка стен плетением из тонких фанерных листов. Новаторская идея не только украсила помещение, но и решила проблему обшивки сложных внутренних форм.
Как все начиналось
Дом Звука — не первое творение Ивана подобной формы. Он основал компанию NeoDome и строит сферические дома по всей России.
Иван поделился, что к такой конструкции он пришел издалека: все начиналось, как увлечение воздушными шарами и дирижаблями.
«Это так удивительно, просто и экономично: не бороться с гравитацией, а использовать ее. Я надеюсь, что когда-нибудь мы вернемся к этому направлению — ведь дирижабли и воздушные шары летают с большими скоростями, если поднять их на достаточную высоту».
Изучение воздушных шаров дало понимание, что геодезический каркас — самая прочная сферическая оболочка. И подобные конструкции активно применяют в архитектуре. Так произошел постепенный спуск с неба на землю.
Первая постройка Ивана — дом для мамы. Вместо ремонта старенького разваливающегося домика, он взялся за создание нового. Мама идею поддержала: «Клево! Я всегда мечтала жить в круглом доме!»

В тот период в России не существовало отлаженной технологии постройки купольных домов. А заказ деталей зарубежной компании, специализирующейся на геокуполах, оказался слишком дорогим. Пришлось подключить смекалку: сделать детали по собственным разработкам. Они вышли проще и дешевле, чем у заморских коллег.
Новая профессия
На смену профессии отважится не каждый. Сковывают предрассудки, страх неизвестности, страх будущего. Все знают, как важно любить свою работу и то, чем ты занимаешься. Но не каждый решается позволить себе подобное.
— Иван, вас не смущает, что по профессии вы не архитектор?
— Не я стал называть себя архитектором. Поэтому, меня это не смущает. Я придумал себе новую профессию: архитектурный продюсер. Многие вещи я понимаю интуитивно, у меня есть опыт. Мне близка архитектура как занятие, как процесс. Люблю этим заниматься и воспринимаю архитектуру, как динамическое явление. Над проектами я работаю не один, а в команде. Дом Звука, например, создавался в творческой связке с Павлом, Никитой и Андреем.
Наше архитектурное образование построено по такому принципу, что архитекторам сложно представить, как можно сделать что-то своими руками. Как можно воплотить в реальность какие-то сложные, нестандартные идеи. Мне кажется, нашему образованию немного не хватает прикладного опыта и понимания, как материалы работают физически. И как они потом физически воплощаются.
Особенности космических домов
Купольные дома строятся по технологии каркасных домов с выполнением всех требований.
Получается обычный каркасный дом, который выполнили в необычной форме. Большинство решений при его строительстве – стандартные. Это такой слоеный пирог из внутренней обшивки, пароизоляции, слоя утеплителя, ветрозащитной мембраны (она выпускает влагу из утеплителя наружу и не впускает ее внутрь). Затем идет вентиляционный зазор, обрешетка и внешнее покрытие, которое обшивают гидроизоляционным покрытием.
Главная особенность геокупола в том, что нет дома как такового, весь он — сплошная кровля.
Посмотреть на город с высоты
«У нас есть и тентовые конструкции, которые можно утеплять, такие теплые палатки. Сейчас набирает популярность глэмпинг — гламурный кемпинг. Это палаточный, но при этом комфортный отдых. Мы выпускаем для таких конструкций легкие шатры, которые можно поставить не только на земле, но и на любой плоской крыше. Например, на Маяковском можно поставить.

Для установки такой конструкции не нужно никаких согласований, потому что она легкая. По сути, это беседка. Но она может выполнять те же функции, что и обычный дом.
Я хотел бы построить пентхаус где-нибудь повыше. На какой-нибудь крыше, где есть плоская кровля. Это очень классно, когда в городе есть такое место, с таким обзором».
О творческом кризисе, времени и высоте

— Что делать, если зашел в тупик, а нужно срочно что-то «натворить», и быстро справиться с творческим кризисом?
— Если говорить про срочность, нам стоит понять, что времени, как такового, не существует. Концепция времени нас губит. Не нужно поддаваться этой гонке со временем. Здесь может помочь медитация. Это не творческий кризис, это просто творческий человек сам загоняет себя в ограничения. Творческий кризис — это когда тебе становится неинтересно то, что ты делаешь. Когда ты потерял смысл в том, чем ты занимаешься.
— А что делать в этом случае?
— Переключиться на другие задачи. Мне помогает физический труд. Я совершаю простые действия, даю телу физическую нагрузку. Это помогает в любых случаях, когда настигает какой-то кризис психологический. Мне помогает снег почистить с крыш. Это очень круто, когда ты стоишь на крыше и бросаешь снег куда-то вниз.
— Не боитесь высоты, она вас не затягивает?
— Я высоты не боюсь, она мне нравится. Когда мы строили очередной объект на Алтае, познакомились с местным артельщиком дядей Сережей. Он большой поклонник куполов, сам их строит. И вдобавок он — парапланерист. Ему около 70 лет. Рядом с деревней, где он живет, есть горка, с которой он постоянно спускается. И он нас тоже поставил «на крыло». Это увлекательное занятие. Страшновато, но страшно увлекательно.
Анастасия Федорченко