Примерное время чтения: 4 минуты
1824

«Нам достался только хвост». Как сгоревший Ту-154 помог снять фильм «Экипаж»

Из-за пожара у самолета выгорела верхняя часть фюзеляжа.
Из-за пожара у самолета выгорела верхняя часть фюзеляжа. Архив аэропорта Толмачево

В субботу, 18 февраля 1978 года в новосибирском аэропорту Толмачево загорелся самолет Ту-154А компании Аэрофлот. К счастью, никто не погиб, а новый самолет был списан. Хвостовая часть сгоревшего воздушного судна потом использовалась в съемках советского фильма-катастрофы «Экипаж» режиссера Александра Митты в 1980 году. Как столичный режиссер «охотился» за новосибирским судном, а также как снимались эпизоды фильма – в материале nsk.aif.ru.

Пожар на глазах Председателя Совета Министров РСФСР

Ту-154А выпустил Куйбышевский авиазавод примерно в феврале 1974 года. Потом его передали Министерству гражданской авиации, которое передало воздушное судно в Толмачевский авиаотряд.

В один из дней самолет готовили к рейсу. Тогда техник Черепанов обогревал пассажирский салон из-за холодной погоды. Для этого он использовал подогреватель УМП-350, включил, а сам ушел. Тем временем перед впускным отверстием калорифера (это теплообменный аппарат для нагревания воздуха в системах вентиляции) была забыта ветошь. Из-за порыва ветра её затянуло внутрь калорифера. Там она оказалась в салоне и загорелась. Пламя быстро распространилось на отделку салона и начало распространяться по самолету. Возгорание заметили, когда тушить было почти уже нечего.

Из-за пожара у самолета выгорела верхняя часть фюзеляжа, он стал совершенно негодным для полетов. А потом и выяснилось, что подогреватель был неисправен, а случаи возгораний фиксировались и ранее.

«За несколько минут выгорела средняя часть самолёта, а носовая и хвостовая части остались целенькими. Самое интересное, что происходило это на глазах у высокого руководителя областного КГБ, который именно в это время встречал на лётном поле Председателя Совета Министров РСФСР М. С. Соломенцева, который, конечно, тоже очень удивился такому приветственному фейерверку», - рассказал изданию АиФ-Новосибирск научный сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев.

Краевед отметил, что никто при пожаре не погиб. Самолет на тот момент был почти новый, начальника авиационно-технической базы освободили от должности. А техника, допустившего халатность осудили на три года.

Сгоревший самолет стал центром событий фильма «Экипаж»

Неожиданно история Ту-154 продолжилась, когда на другом конце страны режиссер Александр Митта захотел снять первый в истории СССР фильм-катастрофу про авиацию.

Митта понимал, что больших денег на фильм ему, скорее всего, не выделят, и надеялся удешевить производство при помощи поддержки «Аэрофлота». В заявке он запросил всего 1,5 млн рублей, а выделили на 250 тысяч меньше.

Для съемок нужен был Ту-154, но списанных таких нигде не было. Директор фильма Борис Криштул в своих воспоминаниях писал, что через пару дней узнал об истории новосибирского самолета, который готовили к очередному рейсу в аэропорту Новосибирска.

«Пилот заметил, как из одного стоящего внизу Ту-154 валит дым. Он тут же связался с диспетчером, а тот вызвал пожарных… Нам досталась только хвостовая часть», - писал директор фильма.

Главные эпизоды снимались в хвостовой части

Уже через три недели на железнодорожную платформу поместили оставшуюся часть самолета и привезли в Москву. Полный эпизод по ликвидации аварии в воздухе снимали именно в хвостовой части судна.

Однако этого было мало – для съемок требовался и сам самолет. Команде помог простой случай, когда в 1976 на авиарейсе «Киев-Москва» в салоне Ту-154Б разлили ртуть. После этого судно не обслуживало пассажиров несколько лет. Борт стал легендарным, так как события второй серии «Экипажа» разворачивались именно в нем. Однако самые главные эпизоды были сняты в «толмачевском хвосте», который потом использовали для съемок крупным планом – сцены по устранению неисправностей в воздухе и финальные сцены, когда пожарные тушили загоревшийся хвост. Так новосибирский борт неожиданно снискал кинематографическую славу. Фильм вышел в прокат в 1979 году, а уже на следующий год собрал более 71,1 миллиона зрителей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах