«Национальный совет такси» (НСТ) направила жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), в которой обратила внимание на необоснованное завышение цен на автомобили Lada Granta и Lada Vesta для таксомотороных перевозок.
По мнению ассоциации, ценовая политика «АвтоВАЗа» негативно сказывается на перевозчиках, что ставит под угрозу устойчивость отрасли. Об этом говорится в официальном письме, подписанном исполнительным директором НСТ Наталией Лозинской. В организации подтвердили отправку обращения, пишут Ведомости.
Пресс-служба ФАС сообщила, что запрос принят и в настоящее время находится на рассмотрении.
Согласно данным НСТ, автомобили «АвтоВАЗа» занимают более 50% в ежегодном обновлении парка такси, что приводит к зависимости перевозчиков от одного производителя. В письме также приведены расчеты, согласно которым за период с 2021 по 2023 год стоимость Lada Granta увеличилась в 1,6 раза, а Lada Vesta – в 1,8 раза, тогда как средняя цена автомобилей эконом-класса в России за этот же период выросла всего на 28%.
Ассоциация подчеркивает, что рост цен не имеет экономических обоснований и приводит к убыткам перевозчиков, а также к сокращению числа малых и средних таксопарков. В НСТ уверены, что такая ситуация угрожает стабильности рынка пассажирских перевозок.
В «АвтоВАЗе» заявили, что жалоба не поступала в компанию, а сам производитель не является доминирующим поставщиком автомобилей для такси. Представитель предприятия добавил, что в 2024 году цены на автомобили марки Lada были проиндексированы всего на 4,3%, что более чем вдвое ниже официального уровня инфляции.
Аналитическое агентство «Автостат» отмечает, что средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России за 2024 год выросла на 6% по сравнению с 2023 годом и составила 3,12 млн рублей. За последние пять лет этот показатель практически удвоился.
Минпромторг заявил, что контролирует ситуацию на рынке, поддерживая диалог с автопроизводителями и дилерами для исключения необоснованного повышения цен. В министерстве пояснили, что корректировка стоимости Lada связана с возвращением в комплектацию ряда опций, повышающих комфорт водителей и пассажиров. Также была отмечена возможность обновления парка такси за счет программы льготного автолизинга.
Представители таксомоторного бизнеса отмечают, что срок эксплуатации автомобиля в такси составляет около трех лет, за которые перевозчик должен не только окупить машину, но и получить прибыль для ее замены. Однако при текущих ценах окупаемость транспорта превышает пять лет. В отрасли также заявляют, что в России уже несколько лет отсутствует рынок бюджетных автомобилей.
Источник, знакомый с позицией НСТ, связывает жалобу с обсуждением в парламенте законопроекта о локализации автомобилей для такси. В начале 2025 года президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов заявлял о намерении поддерживать инициативу в Госдуме, а ранее компания не раз выступала за ее принятие.
Законопроект, внесенный сенатором Андреем Кутеповым и депутатом Владимиром Гутеневым, предусматривает возможность установления правительством требований к уровню локализации автомобилей такси. Против инициативы ранее выступили многие деловые и общественные объединения, указывая на риск монополизации рынка таксомоторных автомобилей. По мнению НСТ, в случае окончательного принятия закона «АвтоВАЗ» получит монопольное положение в этом сегменте.