Примерное время чтения: 5 минут
461

Ценовая зона теплоснабжения: планы Новосибирска и опыт других городов

Ценовая зона теплоснабжения: планы Новосибирска и опыт других городов
Ценовая зона теплоснабжения: планы Новосибирска и опыт других городов / Фото Густаво Зырянов / АиФ

По предложению «Сибирской генерирующей компании» (СГК)  с 1 июля 2022 года  Новосибирск может перейти в ценовую зону теплоснабжения. Эксперты оценили эффективность данной системы, возможные риски, а также опыт перехода других городов.

Ситуация в Новосибирске 

Высокий износ теплосетей ( более 72%) является актуальной проблемой Новосибирска.
Сейчас город занимает 78 место среди 83 административных центров субъектов РФ по доле теплосетей, нуждающихся в замене (70,4%) по данным общероссийского статистического сборника «Тарифы и цены ЖКХ». Программа опережающих инвестиций, предложенная СГК, предполагает вложение в теплоснабжение Новосибирска 20,5 млрд руб. (без учета НДС) в течение 10 лет, из которых 15 млрд (без НДС) будут направлены на замену и ремонт теплотрасс. 2/3 средств планируется вложить в первые 6 лет действия схемы. Такие инвестиции позволят заменить около 2/3 участков коммуникаций, находящихся в  критическом состоянии.

Масштабные инвестиции станут возможны вследствие установления предельного  уровня цены на тепло сразу на длительный срок (на 10-15 лет). Подобный подход не приведет к резким тарифным скачкам, но позволит жителям достаточно быстро почувствовать повышение  качества теплоснабжения. А у теплоснабжающих организаций появится возможность планирования инвестиций на годы вперед.

Рост тарифа определит заранее согласованный индекс, который будет плюсоваться к инфляции. Предполагается, что при переходе Новосибирска в ценовую зону тариф на тепло ежегодно будут увеличиваться на индекс потребительских цен (ИПЦ) +2,9%. Например,  ИПЦ на 2022 год составит 4,3%, то есть рост тарифа будет на 4,3%+2,9%=7,2%. В абсолютных цифрах цена за гигакалорию составит 1614,4 руб. Даже при таком росте тарифа на тепло он останется по-прежнему самым низким среди российских городов-миллионников.


Опыт российских городов 

Глава комиссии по городскому хозяйству горсовета Новосибирска Игорь Кудин рассказал, что в горсовете было проведено заседание по изучению опыта других городов по переходу в ценовую зону. Особо депутатов интересовал опыт Красноярска, как сопоставимого по числу жителей города-миллионника.

В Красноярске решение о переходе в ценовую зону принимали около года сделали вывод, что другого выхода решить проблему изношенных теплосетей нет.

В пресс-службе муниципалитета отметили: «Главным фактором стало то, что к моменту увеличения тарифа большой объем работ уже будет произведен, соответственно, жители Красноярска увидят положительный результат. Процент износа теплосетей должен снижаться с каждым годом по мере исполнения плановых показателей десятилетней инвестиционной программы». «Несколько лет назад нормой реконструкции и капитального ремонта было переложение 1,5-2 км тепловых сетей в год, после перехода в ценовую зону и опережающих инвестиций объем ремонтов в прошлом году увеличился до 34 км сетей, а в текущем — будет переложен 61 км, — констатировали в пресс-службе администрации Красноярска. 

Также в 2020 году по новой схеме тали работать Барнаул, Ульяновск, Оренбург, в 2021 году — Пенза, Самара, Чебоксары, Владимир, Прокопьевск, Канск, Бийск. В следующем году планируется переход еще нескольких городов.

В Барнауле тариф за 2020 год для части потребителей был снижен на 41%. За 2 года количество отключенных из-за порывов потребителей сократилось с 389 тыс. до 253 тыс. человек. СГК инвестировала больше 2,3 млрд руб. (без НДС) в реконструкцию теплоснабжения Барнаула. .

Переход в 2020 году в ценовую зону стал эффективным и для Ульяновска: снизилось количество повреждений на тепловых сетях, в ближайшем будущем энергетики обещают сократить и технологические потери с 16% до 13%. Планируется перевод города на закрытую систему горячего теплоснабжения, предполагающей меньший расход топлива на производство тепла. Рост тарифа в Ульяновске в прошлом году оказался одним из самых низких для центрального теплоснабжения — в среднем на 2,3%, а для половины населения – на 0,5%.

В Самаре планируется замена свыше 300 км всех трубопроводов города, модернизация почти всего самарского теплового узла. Общий износ коммуникаций снизится со 72% до 57%. В период 2020-2034 годов планируется вложение  29,8 млрд руб. (с НДС) в теплоснабжение.

Что думают эксперты? 

Эксперты отмечают необходимость слаженной работы и совместных усилий теплоэнергетиков и муниципальных и региональных властей. Эффективность данной модели планируется увидеть в течение нескольких лет после перехода города в ценовую зону. Заместитель гендиректора ПАО «Т Плюс» по коммерции и развитию Александр Вилесов подчеркнул: «Чтобы достичь нужных темпов модернизации, единая теплоснабжающая организация инвестирует дополнительные средства, учитывая при этом гарантию возврата денежных средств и исключая непредсказуемость регулятора». Сергей Бухаров, независимый эксперт по теплоэнергетике, отрицает возможность модернизации теплосетей за только счет инвестиций со стороны теплоснабжающей организации: «Всякий инвестор рассчитывает на возврат средств, а инвестиции без обеспечения возврата — это благотворительность, — комментирует эксперт. — Тарифное регулирование не дает гарантий возврата инвестиций. Я за свой более чем 20-летний опыт занятий тарифным регулированием знаю достаточное случаев, когда решение по установлению обещанных тарифов пересматривались, при этом в отдельных случаях компания могла уже прокредитоваться, заключить договора с подрядчиками, оплатить выполненные работы».

Все обязательства, принятые в программе, будут закреплены в схеме теплоснабжения города и Соглашении о реализации схемы теплоснабжения: документе, подписываемом муниципалитетом и единой теплоснабжающей организации. Исполнение обязательств  и уровень качества теплоснабжения будут контролировать Минэнерго РФ и региональные власти. «В соответствии с законодательством при переходе муниципалитета в ценовую зону теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана обеспечивать оговоренный в соглашении с властями уровень качества теплоснабжения и его надежность», — отмечает  Екатерина Степина, директор по тарифообразованию СГК. 

Акцентируется внимание на необходимости комплексной модернизации всего централизованного теплоснабжения, согласованности ремонтных работ с графиками дорожных работ, синхронизированной комплексной работы теплоэнергетиков и властей, а также контроля за всеми этапами работы. Илья Долматов, директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, комментирует: «При отсутствии вовлеченности и должного контроля со стороны органов власти над процессом создания и корректировки схемы теплоснабжения баланс интересов может быть нарушен».

Игорь Кудин отметил: «Замглавы администрации Красноярска рекомендовал создание некоего штаба контроля, который мог бы контролировать и синхронизировать процессы, — рассказал Кудин. — В Новосибирске обсуждалась идея создания общественного совета при мэрии или иного органа, контролирующая функция которого была бы прозрачна и понятна для горожан, чтобы сюда можно было бы адресовать вопросы по работе подрядчиков, стоимости или срокам работ».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах