aif.ru counter
75

«Чешутся кулаки». Как справиться с агрессией ребенка?

Психологи уверены: если ребенка обижают в коллективе, необходимо вмешательство родителей.
Психологи уверены: если ребенка обижают в коллективе, необходимо вмешательство родителей. © / Александр Мялин. / Shutterstock.com

В ноябре  Новосибирск потрясла новость: дети избили 9-летнего мальчика из-за конфликта во время игры в футбол. Мама пострадавшего ребенка рассказала об этом в одной из групп в социальной сети «ВКонтакте», также женщина обратилась с заявлением в полицию.

Подростковый конфликт

Инцидент произошел в хоккейной коробке в Дзержинском районе Новосибирска. Поначалу ничего не предвещало беды: ребята, как обычно, играли в футбол и повздорили. Но от слов юные игроки быстро перешли к кулакам и толпой избили девятилетнего мальчика.

«В результате несовершеннолетние нанесли одному из детей телесные повреждения. Сейчас пострадавший ребенок находится в медицинском учреждении, где проходит обследование. Все участники конфликта установлены. По факту произошедшего сотрудники полиции проводят проверку, устанавливают обстоятельства произошедшего», – рассказали «АиФ-Новосибирск» в пресс-службе Главного Управления МВД России по Новосибирской области.

Этот случай проявления детской агрессии – далеко не единственный в Новосибирске. Так, 31 октября ученик четвертого класса избил своего одноклассника около одной из школ в Ленинском районе Новосибирска. Об этом также стало известно из соцсетей. Следственный комитет начал проверку по факту произошедшего.

«Как следует из сообщения СМИ, школьник избивал своего одноклассника на территории школы. Другие дети снимали происходящее на камеру мобильного телефона. При подтверждении информации мы сможем в полном объеме восстановить картину произошедшего и дать надлежащую правовую оценку событию. По результатам проверки будет принято итоговое процессуальное решение, — уточнили в пресс-службе Следственного управления Следственного комитета России по Новосибирской области.

Многие родители в замешательстве: как уберечь своего ребенка от рукоприкладства, если добрую часть дня он находится не дома – в школе, секции или на прогулке.

«Моему сыну 11 лет, – говорит жительница Новосибирска Екатерина Егорова. – Слава довольно агрессивный ребенок. Он злится, если я не отпускаю его гулять, когда проигрывает в компьютерные игры, получает плохую оценку или ссорится с кем-то из своих друзей. Как контролировать сына, я не знаю: разговоры помогают лишь на несколько дней. А отца, модель поведения которого Слава мог бы перенять, у него нет».

На уровне региона

В правительстве Новосибирской области уверены: проблема детской и подростковой агрессии стоит остро, и ее надо решать. Первые шаги уже сделаны. Как рассказали в пресс-службе регионального правительства, с начала 2019 года в Сузунском и Колыванском районе стали внедрять новые методы профилактики агрессии несовершеннолетних.

Так, в комплексном центре социального обслуживания Сузунского района действует интегративная площадка «Альтернатива».

«Специалисты разработали и апробировали вариативную и доступную модель коррекционно-профилактического воздействия на несовершеннолетних целевой группы. Центр активно сотрудничает со школами района и проводит выездные мероприятия в образовательных организациях», – рассказали в правительстве.

Как сообщили в министерстве труда и социального развития Новосибирской области, среди инструментов – тренинги, направленные на профилактику агрессивного поведения в семье и на повышение качества детско-родительских отношений, внедрение физкультурно-оздоровительных технологий, встречи со специалистами и др.

В планах – продолжить такую работу в 2020 году. В новом году в районах области должны появиться еще три интегрированные площадки.

Повод вмешаться

О том, почему дети стараются выплеснуть эмоции с помощью силы, как направить их в мирное русло и научить несовершеннолетних решать конфликты цивилизованно, «АиФ-Новосибирск» рассказала детский и семейный психолог новосибирского детского нейропсихологического центра Екатерина Рахметова.

- В чем причина детской агрессии?

- У детей, в отличие от взрослых, ограничено количество выборов, которые они могут делать: за него практически все решают взрослые – во сколько вставать, чем завтракать, что надевать, в какую школу ходить и какие уроки учить. Когда все время хочешь одного, а получаешь другое, поневоле будешь злиться и переживать. Накопленные негативные эмоции будут искать выход: одни дети становятся агрессивными, другие – манипулятивными, третьи – тревожными.

Чтобы этого не происходило, важно учить детей распознавать свои чувства и эмоции и давать их безопасно выплеснуть – например, в игре. Так, злость на папу за то, что он заставляет по утрам делать ненавистную зарядку, улетучится, если в игре в снежки ребенок пару раз попадет по родителю. Также необходимо научить ребенка, как социально приемлемым способом можно выражать свои эмоции. Например, в порыве злости вместо того, чтобы бить-крушить-ломать, говорить: «Я злюсь на тебя сейчас, потому что ты взял мою игрушку! Отдай ее».

- Почему дети предпочитают вымещать агрессию кулаками?

- Зачастую человеку приходится переживать сложные эмоции, когда его актуальная потребность не удовлетворяется, когда кто-то нападает на его границы или просто берет то, что он хотел взять себе. Это может быть злость, обида, беспомощность, грусть, а также вина и стыд. Справиться с такими эмоциями достаточно сложно: надо распутать в себе этот клубок, понять – что именно происходит и решить, как действовать. Не каждому взрослому такая задача по силам, что уж говорить про детей.

Наша психика работает в режиме энергосбережения – варианты реагирования подбирает те, что лежат на поверхности и не требуют больших затрат: как правило, это то, что где-то видели, и то, что когда-то использовали. Если ребенок дерется, то у меня будет два вопроса родителям: «Кто в вашей семье так делает?» и «Умеет ли ребенок проживать свою злость (беспомощность, обиду и прочее)?».

- Как родителю распознать, что у ребенка проблемы с отношениями в коллективе?

- Если у ребенка резкое изменение настроения и поведения – он стал грустным, подавленным, стал огрызаться, потерял аппетит (или наоборот, начал есть помногу), не спит по ночам (или спит целыми днями), и появились проблемы с учебой, это повод начать беспокоиться.

А дальше идем методом исключения. Если у ребенка при этом со здоровьем все нормально, в семье все хорошо, есть близкий доверительный контакт с родителями, не было резких изменений в жизни (переезд, развод родителей, потеря питомца и прочее), учителя в школе ребенку нравятся, то переживать не стоит. Если же ребенок приходит в синяках, его вещи часто испорчены, он «теряет» один телефон за другим , стоит вмешаться и разобраться в ситуации.

- Что делать родителям, если конфликты уже начались?

- Если был один конфликт среди равных по силе участников – это повод поговорить с ребенком о том, какие конфликты бывают и какие существуют способы их разрешения. Если же речь идет о систематических избиениях, травле или жестокой драке с последствиями для здоровья, необходимо подключать весь административный ресурс: классного руководителя, завуча, директора школы, школьного психолога, представителя детской комнаты милиции. Делу нужно давать официальный ход. Такие проблемы детскими силами не решаются. И такие ситуации возникают при попустительстве взрослых: если ребенок постоянно приходит с порванными тетрадками, его портфель грязный, одежда порвана и заплевана и он жалуется на то, что его обзывают, это не «ну, это же дети» и не «они так играют». Это регулярное психологическое или физическое давление на жертву в замкнутой группе, когда силы агрессора и жертвы неравны.

Исследования говорят: психологическую травму получает не только жертва травли, но и агрессор, а также все свидетели этих событий. Поэтому если ребенок поделился, что в классе травят кого-то другого, не стоит расслабляться: ребенок в этой ситуации получает травматический опыт, который не пойдет ему на пользу.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество