Корреспондент «АиФ-Новосибирск» пообщался с заслуженной артисткой цирка Кариной Багдасаровой, которая приезжала с гастролями в Новосибирск.
Из балета на арену
Анастасия Медведева, корреспондент «АиФ-Новосибирск»: Карина, знаю, что вы мечтали о карьере танцовщицы. Почему изменили свой жизненный путь?
Карина Багдасарова: Я никогда не хотела работать в цирке, тем более с животными, я окончила хореографическое училище и мечтала о месте в ансамбле Игоря Моисеева. Но так сложилась судьба, что в Баку, где мы тогда жили, начался армяно-азербайджанский конфликт, и нам пришлось срочно уехать. Тогда отец сказал мне: «Заканчивай со своими плясками, пора заняться серьёзным делом». На тот момент я была хрупкой воздушной девушкой, но стала дрессировать диких зверей. В какой-то мере отец меня, конечно, сломал, но сейчас я ему благодарна за это.
– Как дрессировщик может побороть свой страх перед дикими кошками?
– В цирк я пришла в 15 лет, и папа сначала отправил меня на конюшню с совком и скребком. За три года я прошла весь путь – от уборки за животными до дрессуры, познала много новых профессий. Это была принципиальная позиция отца, и я с ней согласна – ведь любой генерал когда-то был солдатом. Во время моей стажировки на меня однажды кинулась тигрица, которая обычно была самым дружелюбным созданием. Отец не растерялся и вовремя выстрелил шумовым патроном, чтобы отпугнуть животное. А затем отправил меня разбираться с дикой кошкой. Я постучала палкой о клетку, тигрица сделала вид, что испугалась, на этом мы и разошлись. Думаю, тогда в моей жизни случился переломный момент, и если бы я не зашла в клетку сразу после нападения, не сделала бы этого больше никогда. Кстати, с этой хищницей мы потом подружились.
– Что характеризует работу укротителя тигров в первую очередь?
– Главная особенность нашей профессии – отсутствие права на ошибку. Любое неверное движение может отправить человека на небеса. Это всё страшно настолько, что мы всегда выкладываемся во время работы на 100%.
– Разумеется, и очень сильно. Например, определённые привычки в поведении долго мешали мне в личной жизни. С мужчинами я разговаривала коротко и ясно: «Я сказала, и точка». Потом, конечно, поняла, что такой метод не очень хорошо работает. Кстати, супруг у меня тоже недрессированный (смеётся). Я никогда не повышаю на него голос. Вообще, дома я превращаюсь в спокойную домашнюю женщину. Ведь в кругу родных мне не нужно доказывать своё лидерство и силу. Там я в первую очередь жена и мама, поэтому с удовольствием готовлю и выполняю другие домашние дела.
– Человек должен обладать какими-то чертами характера, чтобы управляться с дикими зверями или такие навыки можно приобрести?
– Моя мама мечтала о сыне, а родилась я. Поэтому с ранних лет я воспитывалась по-спартански. Например, в сад ходила в мужских советских брюках, мне не разрешали проявлять слабость. Наверное, из-за этого мне было стыдно плакать. А когда мне говорили «ты не сможешь», у меня всегда появлялись силы для нового рывка. Поэтому, думаю, всё индивидуально.
Нужна ли свобода?
– В некоторых европейских странах запрещают публичные выступления с животными. Как вы к этому относитесь?
– Всю жизнь русский цирк славился номерами с животными. А недовольным я всегда советую просто проходить мимо. Некоторые упрекают меня в том, что я якобы мучаю животных своей дрессурой, но это не так. В нашем аттракционе все звери местные, то есть они родились и выросли в цирке. Вместе с тем некоторые люди попросту не понимают, что животные, которые росли и воспитывались при людях, не смогут выжить в дикой природе. Например, вот реальная история: фотограф вырастил медведя, а затем выпустил его на волю. Животное в итоге стало совершать набеги на жилые объекты и нападать на людей, потому что не научилось выживать без человека.
– А ещё сейчас модно держать диких животных в квартирах…
– Я категорически против хищников в домашних условиях. Они непредсказуемы и опасны для жизни. К примеру, сейчас мы работаем с 8 тиграми, и управляемся мы с ними лишь потому, что внушили им, будто мы сильнее. С самого раннего возраста мы запрещаем им с нами играть, пресекаем драки между тиграми, управляем голосом. Необученные люди не обладают всеми знаниями, которые необходимы для дрессировки, поэтому последствия могут быть непоправимые.
– То есть диких зверей невозможно усмирить, и рано или поздно они всё равно проявят свою хищную сущность?
– Нельзя быть уверенным на все 100% ни в чём, но дрессура помогает. Это так же важно, как воспитание для детей. А невоспитанные дети и животные порой опасны для себя и окружающих. Но если ребёнку можно объяснить, что такое опасность, то животным нет.
При этом в детстве мы больше слушаем строгих, но справедливых учителей, а не злобных диктаторов и добрых мямлей. Поэтому во всём нужна мера. Когда тигрёнку меньше года, мы присматриваемся к нему, изучаем склонности и повадки, а затем начинаем понемногу учить. Чтобы выпустить готового артиста на манеж, нужно потратить около трёх лет.
– Откуда черпаете вдохновение, чтобы постоянно придумывать новые трюки?
– Они сами часто придумывают выступления. Например, животное случайно делает какие-то трюки, а дрессировщик вовремя замечает это и хвалит его. Во время одной из репетиций мы дали тиграм задание прыгать через барьер. И получилось очень забавно, когда каждый зверь вёл себя по-разному: один прыгнул через препятствие, второй прополз под ним, а третий оттолкнул преграду. Нам понравился этот момент, и мы включили его в нашу гастрольную программу.
– Вы много путешествуете. Как вам наш город и его жители?
– Мне очень нравится здесь, поэтому я всегда с удовольствием приезжаю на гастроли или по делам. К тому же в Новосибирске живёт много моих друзей. Например, я подружилась с автором Международного проекта женских историй «Разреши себе» Марией Точилиной, а потом участвовала в нём в жюри. В будущем много интересных планов и проектов, связанных с этим городом.