Фильмы-провокации
– Леонид Леонидович, в советские годы были очень популярными познавательные телепередачи «Физика для малышей», «Геометрия для малышей», которые вы придумали и создавали вместе с коллегами. А сейчас детям это интересно?
– Дети во все времена одинаковы: каждый малыш – исследователь окружающего мира. По мере роста круг его интересов расширяется. Американские учёные, которые провели множество исследований, утверждают, что 95% нейронных связей мозга образовываются до пятилетнего возраста человека. Лев Толстой, а также Януш Корчак, который занимался детской психологией, говорили, что основа личности, интеллекта закладывается в раннем возрасте. Именно поэтому я 43 года назад задумал и создал цикл познавательных передач для маленьких «Физика для малышей». По молодости я самонадеянно мечтал создать новое поколение детей с особым складом ума – творческих и талантливых. Мои фильмы – это провокации, подталкивающие ребёнка к самостоятельному творчеству. Опыты самые простые, но они наполнены серьёзным содержанием. Например, в одном из них мы показывали, как можно сделать телефон из двух спичечных коробков, соединённых ниткой. Ребёнок делал сам и замечал, что звук «бежит» по нитке. В советское время ведь в быту тоже были телефоны, пусть и стационарные, но малышам было интересно сделать самим. Сегодня мы продолжаем снимать такие фильмы, но их аудитория расширилась до 500 тысяч человек. И сейчас мне гораздо чаще пишут родители, чем ребятишки.
– Малыши советских времён выросли. Есть среди них учёные?
О Боге и тёмной материи
– Вы приложили немало усилий также для развития курсов по астрономии для детей. Сейчас этот предмет вернули в старшие классы, и, надеюсь, девушки на конкурсах красоты больше не скажут, что Солнце вертится вокруг Земли.
– Да, это хорошо. Но нужно начинать изучать раньше. Академик Ефрем Левитан, который написал учебник по астрономии, говорил, что о звёздах и планетах дети должны знать с 11–12 лет. Я сам увлёкся с 10 лет. Мне кажется, что преподавание этого фантастически интересного предмета ведётся обрывочно, неинтересно. В школах есть телескопы, но не организуются ночные наблюдения звёздного неба. В советское время несколько киностудий снимали научные фильмы для детей. А сейчас практически ничего нет.
Несколько лет назад я пытался организовать центр занимательной науки для детворы, чтобы дети своими руками делали экспонаты, понимали, почему самолёты не падают, взлетают воздушные змеи и многое другое… Приборостроительный завод подарил нам помещение, предоставил оборудование. Однако эту инициативу по неизвестной мне причине тогда не одобрило управление образования Новосибирска…
– Но ведь в Новосибирске есть планетарий, к проекту которого вы тоже приложили руку. Там ведь есть всё необходимое оборудование?
– Но, вероятно, эксперты считают, что астрофизика не для детского ума. Им будет непонятно, а потому скучно?
– Это очень интересная наука, от которой дух захватывает! Только представьте: Вселенная 14 млрд лет назад возникла в результате Большого взрыва! И наука не знает, что происходило в точке сингулярности, где была сосредоточена вся масса современной Вселенной до Большого взрыва, – физические законы в те времена были совсем не те, что сейчас.
– Наука и религия наконец пришли к общему мнению по вопросу возникновения Вселенной и жизни?
– Сегодня многие учёные пытаются понять, что или кто есть Бог.
– Это, бесспорно, очень интересно. Но многие родители считают, что нагрузка на детей в школе и без этого большая. Им достаточно знать общие понятия об астрономии, а астрофизика – для узкого круга учёных. Зачем она детворе?
– Это заблуждение. Зачем Попов изобрёл грозоотметчик (прибор, который фиксировал мгновение, когда сверкнула молния. – Ред.)? Тогда было положено начало для изобретения радио и телевидения. Зачем Ломоносов открыл, что на Венере есть атмосфера? Открытия в астрофизике могут привести к возникновению принципиально новых наук… Академик Лев Арцемович сказал, что на рубеже 21 века астрофизика встанет в авангарде естественных наук. Так оно и случилось. Например, не так давно открыли тёмную материю, которая не состоит из атомов, протонов, электронов.., её нельзя увидеть даже на ускорителях. Самое удивительное, что Вселенная, в том числе всё, что нас окружает, и мы с вами, на 95% состоит из этой тёмной материи, и только примерно 5% – это то, что мы видим и ощущаем.
Вот ещё один интересный факт: русский учёный Александр Чижевский исследовал влияние вспышек на Солнце и пришёл к выводу, что французские и русские революции пришлись как раз на пики солнечной активности. Он написал книгу «Земное эхо солнечных бурь», за что получил 18 лет лагерей. Позже его теория подтвердилась: репрессии в СССР в 1937-м, культурная революция в Китае в 1962-м, майдан на Украине в 2013–2014 гг. связаны с пиком активности на солнце.