В этом году в Новосибирске в прокате появится 4300 электросамокатов. Популярность этого сервиса растет. Но и количество ДТП с участием такого средства передвижения за год увеличилось на 18%. В ГИБДД и сервисе проката самокатов рассказали, нарушение каких правил почти всегда приводит к неприятностям.
Электросамокаты перестали быть исключительно развлечением. Сейчас это уже полноценный городской транспорт, хоть и сезонный. «Сейчас доля транспортных поездок превышает 80%, то есть, практически 9 из 10 поездок совершается по транспортному сценарию. Новосибирцы берут самокат, чтобы доехать куда-либо по делам – от дома до работы, учебы, торгового центра и так далее. И этот тренд постоянно увеличивается», - рассказал пресс-секретарь сервиса кикшеринга Whoosh Денис Балакирев.
С 1 марта 2023 г в России изменились правила дорожного движения, и электросамокаты обрели официальный статус. Это было сделано для того, чтобы упорядочить стремительно развивающееся самокатное движение и снизить количество происшествий с участием самокатов. Однако статистика ГИБДД не радует. За 2023 год произошло 26 ДТП с участием самокатов, велосипедов и других средств индивидуальной мобильности - на 18% больше, чем годом ранее. В этих ДТП 1 человек погиб, 25 человек, в том числе, 9 несовершеннолетних, получили травмы разной степени тяжести, и в 16 случаях был причинен материальный ущерб.
Автоинспекторы бьют тревогу, не уставая повторять: электросамокат – не игрушка, а правила дорожного движения, как и все правила техники безопасности, как известно, написаны кровью. На старте нового сезона напоминаем новые ПДД для самокатчиков и объясняем, почему пренебрежительное отношение к «мелочам» может покалечить жизнь и самому нарушителю, и его жертве.
Что такое СИМ
Стремительное распространение электросамокатов несколько лет назад вызвало множество споров и возмущения: самокаты мешали и пешеходам на тротуарах, и водителям на проезжей части.
«Как пешеход, я считаю, что самокаты должны ездить по дорогам общего пользования. Более, того за неправильную парковку надо вводить огромные штрафы от 10 тысяч рублей и более. Тогда у кикшеренговой компании будет цель привить культуру правильного использования мобильного средства передвижения арендаторам», - выразил мнение пешеходов Анатолий Якимов.
В то время никто не знал, что такое элекросамокат с точки зрения закона: мопед, велосипед или эквивалент пешехода?
Новые правила говорят, что электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса – это «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). И это - транспортное средство, а не средство для развлечения.
Но за ДТП пользователи электросамокатов будут нести ответственность, как пешеходы, а не как автомобилисты, поэтому права для управления СИМ не ввели, и документы на такой транспорт возить с собой не нужно.
Для тех, кто привык перемещаться по городу на обычных самокатах, роликах или скейтбордах ничего не изменилось, они, как и прежде, считаются пешеходами.
Ездить по тротуару или по дороге
«В идеале водители СИМ должны выбрать для езды велосипедную дорожку, но если такой нет, то для СИМ весом менее 35 кг место на тротуаре», - говорит старший государственный инспектор БДД отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Новосибирску капитан полиции Анастасия Тейхреб.
В то же время, самокатчик должен помнить, что на тротуаре главные – пешеходы. И мешать их движению, сигналить людям и требовать уступить дорогу нельзя. Если человек на самокате мешает движению пешеходов, то он должен спешиться или стараться двигаться по тротуару со скоростью пешеходов.
Согласно новым правилам, при отсутствии пешеходной зоны, можно ехать по обочине или правому краю дороги. Большие электросамокаты обязаны ехать по обочине дороги с допустимой скоростью потока до 60 км/час. Выезжать на автомагистрали на СИМ запрещено.
Максимальная скорость движения на СИМ – 25 км/час, а в жилых зонах – 20 км/час. Впрочем, как рассказал Денис Балакирев, кикшеринговые самокаты в зонах отдыха – парках, скверах на популярных центральных локациях - там, где много пешеходов, автоматически замедляются до 15 км/час. Все эти зоны отмечены на карте в приложении. Если не хочется снижать скорость, то такую зону можно просто объехать – поблизости всегда есть улицы с разрешенным движением 25 км/час.
Можно ли ездить на СИМ вдвоем
ПДД разрешают перевозить пассажиров на СИМ только в том случае, если конструкция СИМ предусматривает такую возможность.
Но все электросамокаты, которые сейчас есть в прокате, рассчитаны только на одного человека – водителя. Двухместные модели имеют широкую деку и два сидения, и по конструкции больше напоминают мопеды.
Поэтому ехать на обычном самокате вдвоем нельзя – это опасно. И хотя в ПДД есть исключение, позволяющее брать пассажиром ребенка до 7 лет, если для него есть место (сидение или пространство на деке).
Однако, технические специалисты кикшеринговой компании не советуют рисковать безопасностью ребенка: «Дело в том, что любой второй человек на самокате, даже маленький и легкий – это второй центр тяжести. Это приводит к тому, что самокат управляется не так, как вы этого ожидаете. Например, если вы хотите повернуть, затормозить, или сделать любой другой маневр, самокат будет вести себя не так, как вы ожидаете, и не так, как он должен делать это в штатном режиме. Поэтому практически всегда это приводит, в лучшем случае, просто к падению, а часто и к более серьезным инцидентам. – к потере управления и ДТП».
За езду вдвоем на одном самокате, превышение скорости или выезд на дорогу, где нельзя ехать на СИМ, придется заплатить штраф 800 руб.
Пешеходный переход – зона риска
Пересекать проезжую часть, надо только пешком. Кстати, это правило распространяется и на подземные переходы и станции метро. Это не мелочь – в один голос утверждают и в ГИБДД, и в кикшеринговой компании.
Человек на СИМ передвигается быстрее, чем пешеходы. И автомобилист может просто не успеть заметить его появление на дороге. К тому же, дорожное покрытие может быть скользким после дождя, или можно просто испугаться машины, не справиться с управлением
Если на вас наехали на СИМ
При попадании в ДТП с СИМ, в ГИБДД пешеходу советуют вызвать ГИБДД, по возможности, сфотографировать место столкновения, самокат и того, кто управлял самокатом, записать контакты свидетелей. Когда автоинспектор составит протокол прочитать его внимательно перед тем, как подписывать. Кроме того, следует получить медицинское заключение о травмах, полученных в результате столкновения.
И еще несколько советов
- Перед тем, как начинать ездить в городе, выучите правила дорожного движения. Особенно правила проезда перекрестков. Например, кто имеет право преимущества и т.д. Именно на перекрестах, по статистике, происходит больше всего ДТП.
- Электросамокат почти не заметен на дороге, поэтому важно обозначать свое присутствие с помощью света и специальных звуковых сигналов, а также светоотражателей на самокате и одежде.
- Используйте защитную экипировку - шлем, наколенники, налокотники.
- Не ездите на электросамокате в сырую погоду. Сцепление колес с влажным асфальтом хуже, и самокат менее устойчив на дороге. «Особенно опасна разметка, которая может стать скользкой, как лед», - обращает внимание Анастасия Тейхреб.
- Во время движения держите обе руки на руле, стоя двумя ногами на деке самоката.
- У каждого самоката есть два тормоза: передний и задний. Для более плавного и надежного торможения надо комбинировать эти два тормоза.
Кстати
Специального обучения езда на электросамокате, как рассказал Денис Балакирев, не требует. Однако, кикшеринговая компания, стараясь сформировать культуру езды на СИМ, проводит такое обучение для всех желающих. «Мы подготовили специальную программу для учебных заведений и передали их в школы, колледжи и вузы Новосибирска, чтобы они могли самостоятельно проводить уроки по безопасности», - рассказал Денис Балакирев. Кроме того, в летнее время любой желающий может поучаствовать в уроках бесплатной Школы вождения на Михайловской набережной.
В заключение стоит сказать, что, нарушать ПДД стало просто невыгодным, если хочешь пользоваться самокатом и в дальнейшем. Современные технологии позволяют кикшеринговым компаниям вычислять нарушителя и блокировать его аккаунт. А система «Ангитандем» вскоре будет самостоятельно распознавать, что на самокате едут два или более человек, и автоматически замедлять самокат, не давая возможности совершать такую поездку дальше.