Примерное время чтения: 7 минут
1505

«Хоть раз надо дёрнуть стоп-кран!». Экс-проводник раскрыл секреты профессии

Житель Новосибирска Егор Жвирблис в студенческие годы несколько лет проработал проводником поезда дальнего следования. Говорит, что в профессию ни за что бы не вернулся, хотя и с улыбкой вспоминает время работы. В профессиональный праздник, День железнодорожника, молодой человек рассказал «АиФ-Новосибирск» о секретах профессии, в какие казусные ситуации попадают проводники на работе, а также какие пассажиры раздражают железнодорожников.  

Пошел за романтикой – и получил ее сполна 

– Егор, расскажите, как и почему стали проводником. 

– Мне всегда нравились поезда, всегда любил на них кататься даже на короткие расстояния. Так что пошёл в эту профессию именно за романтикой, и получил её сполна. К тому же поступить в Сибирский государственный университет путей сообщения мне не удалось, и я решил связать себя с поездами таким способом. 

Был тогда 16-летним студентом, увидел объявление о наборе проводников. Но пойти на эту работу можно было только с 18 лет, и мне пришлось ждать два года. Я подождал, и опять оказалось, что всё не так просто. Прежде чем попасть на поезд, надо было участвовать в общественной деятельности от студенческих отрядов – так я познакомился с этим движением. На следующем этапе меня ждало обучение от Федеральной пассажирской компании.  

– Понравилась ли работа? Какие в ней были плюсы и минусы?  

– Из хорошего: огромное количество новых людей и знакомств, путешествия и возможность посмотреть другие города, сама дорога и сон – главное, ради чего шёл. Конечно, плюсом была приличная, по студенческим меркам, зарплата. Очень любил рейсы в Адлер, Анапу и Новороссийск, где мы бегали искупаться в море. Для учащихся это идеальная летняя работа.  

Из недостатков: обязательные планы с продажей чайной продукции, неадекватные пьяные пассажиры, уборка вагона, его приёмка и сдача, вручение людям опросников, строгая отчётность по белью и документообороту. Вагоны часто были не в лучшем состоянии, что тоже не прибавляло радости. Бывало непросто, если приходилось работать одному на весь вагон. Хорошо, когда трудились двое.  

проводник
Фото: Предоставлено героем публикации

«Некоторые так напивались, что путали свою полку с туалетом» 

- Случались ли с вами необычные истории во время работы?  

– Как-то раз пришлось спасать мужика, который со своим другом подрался за соблазнительницу-официантку из вагона-ресторана. Нанося удар, он промахнулся и попал в стекло межвагонной двери, оно лопнуло и изрезало ему вены. Ух, это было жутко! Вся рука у человека была в крови! Я тогда впервые накладывал жгут, и надо было ждать два часа перегона до ближайшей станции. Это были самые долгие два часа. Мужик периодически пытался терять сознание и снимать жгут, а кровь лилась рекой. К счастью, доехали, сдали его скорой.  

Были случаи, когда поезд уже уходил, а пассажир пытался запрыгнуть в вагон и закинуть чемоданы. Как ни жестоко, но проводник обязан таких прогонять любыми путями, потому что такой фокус может стоить жизни. Слышал, что каждый проводник должен хоть раз дёрнуть стоп-кран. Как-то раз я это сделал и замучился потом писать объяснительные, ещё и выговор получил. Тогда и запомнил, что если кто-то опаздывает, то, как говорится, поезд ушёл.  

– А приходилось знакомиться с интересными людьми? Кто вам запомнился? 

– С самой первой поездки из Новосибирска в Симферополь мне запомнился дедушка-машинист, который работал на пенсии. Он рассказывал о сбитых детях, которые продолжали сниться ему всю жизнь. Были и сбитые животные.  

В целом в каждом поезде персонал уникальный, начиная от штатных проводников и заканчивая начальниками поездов. Люди разные: кто-то хитрый, кто-то странный – как в жизни, только заперты вместе в замкнутом пространстве. 

– Были ли конфликты с пассажирами? Приходилось ли кого-то высаживать?  

– Конфликты случались либо из-за того, что человеку не нравился слишком старый вагон, либо пассажир был слишком пьян. Некоторые так напивались, что путали свою полку с туалетом. Другие приставали с разговорами. Мы в таких случаях собирали подписи с пассажиров, которым мешал дебошир, и адьёс – высаживали на ближайшей станции дорожной полиции. Самым жёстким в этом смысле рейсом стал Самара-Нижневартовск, когда на поезде ехали вахтовики. В остальных случаях чаще удавалось договорится. 

проводник
Фото: Предоставлено героем публикации

«Мы не няньки!» 

– Какие пассажиры раздражают проводников? Как делать нельзя, если ты пассажир? 

– Раздражают люди, едущие в плацкарте и ожидающие, что проводник будет носить чай, заправлять постель. Проблемы доставляют родители, которые не научились контролировать своих детей. Железная дорога – место повышенной опасности, и вагон не является исключением. Очень злят пассажиры, которые всюду прячут мусор в купе. Оставляют его на верхних полках, в матрасах, в постельном белье – везде! Иногда после высадки с одного купе можно было собрать полмешка спрятанного мусора.  

Если ты пассажир, нельзя:  

  • бросать что-либо в биотуалет, иначе потом весь вагон едет без санузла;  
  • пользоваться ключами от обычной уборной, если вагон старый;  
  • опаздывать на станциях, так как поезд уедет с твоими чемоданами;  
  • оставлять детей без присмотра, потому что получить травму в вагоне на ходу ничего не стоит;  
  • надеяться только на проводника в вопросах подъёма перед ночной станцией – мы не няньки, чтобы ходить и толкать всех по 15 раз.  

– Среди проводников больше мужчин или женщин?  

– В числе студентов – 50 на 50, а среди штатных проводников встречается больше женщин, и молодых совсем мало. Но есть и семейные пары, что очень удобно, ведь крайне трудно быть мужем или женой человека, выбравшего такую профессию. Железнодорожники говорят: родная жена дома – рядом жена дорожная. Так и так получается – РЖД.  

– Вы вернулись бы в эту профессию? 

– Теперь уже нет, потому что устраивает заработок и не хочу надолго оставлять семью. Но всегда с улыбкой вспоминаю о тех временах.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах