Под Новосибирском 13 мая 1949 года произошла авиакастрофа с Ил-12 компании Аэрофлот. Диспетчер знал о плохих погодных условиях, однако не сообщил об этом экипажу. В итоге самолет вошел в «облачко», потерял управление и врезался в землю. Погибли все 25 человек, которые находились на борту. Трагическая история - в материале nsk.aif.ru.
Был новый, только с завода
Ил-12 был выпущен заводом «Знамя Труда» 14 марта 1949 года. Авиалайнер сразу передали Главному управлению гражданского воздушного флота, откуда его уже перенаправили в 1-ю отдельную авиагруппу гражданского воздушного флота во Внуково. На момент трагедии судну было всего два месяца, у него была наработка лишь 51 час.
В состав экипажа входили: командир – Иван Латухов, второй пилот – Борис Чеботарев, бортмеханик – Иван Картавый, бортрадист – Михаил Могильницкий, стюардесса – Нина Максимова.
Не сообщили о грозовом положении
В тот роковой день экипаж выполнял пассажирский рейс из Москвы в Красноярск. В 12:13 судно вылетело из Омска, где у него была промежуточная остановка. Затем авиалайнер направился в сторону Новосибирска. В ходе маршрута самолет ожидали облака высотой 1000-1500 метров и кратковременный дождь. А на второй половине пути должна была быть гроза.
Омский диспетчер знал, что по Новосибирску объявили грозовое положение, но сообщать об этом экипажу рейса 17 не стал. Судно продолжило свой полет.
В 13:28 экипаж вошел в зону Новосибирского районного диспетчерского центра. Причем с 13:00 с борта самолета три раза запрашивали вход в зону Новосибирского аэропорта, но грозовые очаги над городом создавали сильные помехи.
Тем временем самолет выполнял полет по кругу на траверзе Новосибирска. И только в 14:00 экипажу удалось связаться с аэропортом. В итоге диспетчер дал рейсу 17 разрешение на выполнение подхода и снижение до 700 метров. В 14:07 экипаж заявил: «Вошел в облачко, временами просматриваю землю». Это сообщение было последним.
В этот момент небо над городом полностью затянуло облаками, пошел дождь с градом, начался сильный ветер, из-за чего видимость упала до 100-200 метров. Очевидцы наблюдали его в облаках до 14:10. Затем командир попытался выйти из облачности, так как сделал резкий правый разворот со снижением. На высоте 70-100 метров авиалайнер вышел из облака, но был в крутом крене.
Всё это время он стремительно терял высоту, в 12 километрах от аэропорта судно врезалось в четырехметровую земляную насыпь карьера, после чего разрушилось. Часть его обломков перелетела через насыпь. Самолет загорелся. Все 25 человек, которые в тот момент находились на борту самолета, погибли.
Попали в «облачко» и погибли
Как выяснилось позже, то самое «облачко» было тыловой частью мощного грозового облака. Когда Ил-12 попал в него, его начало бросать вверх-вниз и в разные стороны. Судебно-медицинская экспертиза показала, что второй пилот и бортрадист в момент катастрофы уже были без сознания. Причем второй пилот ещё и зажал штурвал.
Скорее всего, в воздушное судно попала молния, из-за которой второй пилот с бортрадистом потеряли сознание. Командир и бортмеханик впали в панику и плохо следили за показаниями приборов. Когда командир запаниковал, попробовал скорее выйти из облака, поэтому резко развернулся и пошел на снижение. Только вот выйдя из облака попал под сильный ливневый дождь с градом.
Тогда пилот полностью перестал ориентироваться при полете и начал снижаться в южном, а затем в юго-восточном направлении, пока не врезался в землю.
Причиной трагедии стали: попадание в грозовое облако и поражение двух членов экипажа ударом молнии. А остальные два члена экипажа были полностью дезориентированы.
Но были и другие факторы, которые повлекли за собой падение самолета: не предусмотренная в прогнозе погоды гроза; вхождение в облако с тыловой части; нарушения в управлении и контроле за полетом; плохая связь между метеослужбами аэропортов по маршруту.
После трагедии бортовой номер Ил-12 присвоили другому самолету – Ил-14. Последний успешно отслужил, прежде чем его списали по истечении срока службы.