Примерное время чтения: 6 минут
1111

Метро и небоскрёбы. Архитектор Поповский об эклектическом стиле Новосибирска

Екатерина Маринина, / "АиФ-Новосибирск"

Какие архитектурные стили сегодня преобладают в Новосибирске, в чём видны недочеты Генплана-2030 и построят ли в центре Сибири ещё шесть станций метро? Об этом в эксклюзивном интервью АиФ-Новосибирск рассказал архитектор Игорь Поповский.

— Игорь Викторович, как вы охарактеризуете нынешний архитектурный облик Новосибирска? Есть мнение, что наш город эклектичен.

— Это на самом деле так. Дело в том, что каждые 10–20 лет в город проникали новые архитектурные стили, новые подходы, градостроительные парадигмы. Процесс изменений соответствовал революционной динамике ХХ века. Поэтому часто новые подходы отрицали предыдущие и, таким образом, создавалась противоречивая среда незаконченных решений. Сегодня мы наблюдаем за тем, как накладывается очередной слой. В прошлом веке, начиная с 1920-х годов, было много изменений, в том числе и революционных. Это не могло не сказаться на архитектуре. Сегодня мы видим, как эти изменения происходят в строительных технологиях и архитектурных предпочтениях.

Нынешнюю ситуацию нельзя назвать деградацией. Но она и не позитивна. В некоторых случаях проявляются так называемые перекосы, но такие вещи были на протяжении всего строительства Новосибирска. Поэтому важной является дальнейшая отработка введенного сегодня регламента по градостроительному облику, тем более что это стало требованием Градкодекса.

— Какие стили сегодня преобладают в Новосибирске?

— Я бы сказал, сегодняшняя стилистика большинства новостроек — максимально это неомодернизм или метамодернизм. Эпоха постмодернистского капрома (капиталистический романтизм, или «лужковский стиль») закончилась. Однако можно отметить много построек в ретроспективном ар-деко. Причем не 30-х годов прошлого столетия с большим количеством деталей, а очень упрощенное, интересно совмещенное с кирпичными решениями. К примеру, трехчастное членение по высоте объектов, карнизы, пояса… Ярким примером подобного можно назвать ЖК «Чикаго», «Нобель».

Такой подход можно также сравнивать с постконструктивизмом в СССР в 30-е годы прошлого века, который предшествовал полному переходу в дальнейшем к неоклассике. Не думаю, что мы полностью перейдем к классике, потому что в массовом строительстве она весьма дорогая. Такое явление скорее единично. В классических приемах, например, построена «Жуковка». Если посмотреть, как идет строительство вокруг станции метро «Октябрьская», то это, по сути, другой город, площадка, где применяются совершенно иные подходы.

— Инфраструктура Новосибирска несколько отстает от строительства. Как, на ваш взгляд, можно решить вопрос?

— Начнем с того, что несколько лет подряд в Новосибирске бьются рекорды по вводу жилья. При таком положении дел инфраструктура не может успевать. Причем интересный факт: современное законодательство, в частности градостроительный кодекс, подразумевает, что инфраструктура должна идти впереди строительства. Но за все время существования страны такого, я уверен, никто не вспомнит. То есть никогда инфраструктура впереди не шла, никогда сначала не строили школы, детские сады, поликлиники, дороги, а потом жилье. Все строилось либо одновременно, то есть комплексно, либо с отставанием.

В этом плане сегодняшний большой скачок в строительстве жилья ведет к неминуемому отставанию инфраструктуры. Сейчас предпринимается некий эксперимент по созданию комиссии и инфраструктурного фонда при мэрии, который будут формировать застройщики. Кто-то для создания инфраструктуры будет скупать участки, кто-то вкладываться в техническую документацию, кто-то — в проектирование или строительство школ. Естественно, не каждый застройщик может вложиться полностью. Допустим, он строит один дом — ему в школах и детсадах мест много не надо.

Комиссия будет решать, как распределять средства фонда, как организовать обеспечение инфраструктуры при строительстве нового жилья. Причем не факт, что застройщик сможет просто откупиться. Каждый случай будет рассматриваться отдельно.

— К чему, на ваш взгляд, эта инициатива может привести?

— Некоторые строители обеспокоены, что это может привести к сдерживанию рынка, к сдавливанию строительного бизнеса. Но, на мой взгляд, это, скорее всего, приведет к монополизации строительного бизнеса, к переходу к более крупным игрокам, у которых есть оборотные средства, а также возможности для строительства и создания необходимой инфраструктуры.

Подобное практикуют в Москве и Санкт-Петербурге, на эти рельсы, еще раз подчеркну, в виде эксперимента встает Новосибирск. Но тут важно понимать, что все издержки строители в итоге могут переложить на стоимость квадратного метра. И платить за это в конечном итоге будут покупатели квартир. Удержится ли в этом случае покупательская способность, я сказать не могу.

— А как реализуется Генплан города, который принят до 2030 года?

— Изначально меня в нем удивило то, что вектор развития Новосибирска был заявлен на север — в сторону площадки городского аэропорта. Сейчас предлагается развитие площадки Ключ-Камышенского плато. Налицо изменение сравнительно недавно откорректированного Генплана. Но это решение не является плохим. Я бы даже сказал, оно может быть верным. Неважно, в какую сторону заложен приоритет развития — на север или на юг, важно, чтобы справилась транспортная, социальная, инженерная инфраструктура. Сразу скажу, развитие Ключ-Камышенского плато однозначно требует корректировки транспортной инфраструктуры.

Еще один пункт Генплана — развитие метро. До 2030 года заявлено шесть станций, но уже сейчас понятно, что этого, скорее всего, не случится. В Новосибирске замечательное метро. Я был в метрополитенах Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. Но именно в Новосибирске оно, скажем так, правильное. Оно держит достаточно мощный пассажиропоток. Для города это важно с точки зрения быстрого передвижения. Но самое главное — метро создает узлы для развития, потому что все станции почти моментально обрастают всевозможной инфраструктурой с точками роста.

Подходы к развитию метро меня сильно удивляют. Пожалуйста, сделайте проект и стройте. Но, видимо, это не совсем в приоритете. И выполнение Генплана именно в этом пункте лично у меня вызывает большие сомнения.

Понимаете, важно рассматривать город не с точки зрения какого-то одного приоритета, а междисциплинарно. Всем, кто хочет строить парки, трамвайные пути, жилье, школы, детские сады, дорогие, наверное, стоит выстроиться на одной площадке и найти гибкую систему развития всех инфраструктур, чтобы не было перекосов. Необходима не конкуренция, а партнерские форматы, чтобы в конечном итоге обеспечить равномерное развитие города. Это сложно и, скорее всего, полностью подобного добиться невозможно, но запустить такой процесс можно.

Ранее стало известно о том, когда в Новосибирске сдадут четвёртый мост и станцию метро «Спортивная».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах