С 5 июля ИКЕА объявила онлайн-распродажу оставшихся товаров для всех желающих в связи с закрытием магазина. Однако сайт компании не смог сразу принять заказы из-за технического сбоя. Не исключено, что причина в излишне высокой нагрузке. Сейчас покупатели днями и ночами обновляют страницы сайта и пытаются оформить заявки на товар – техническая возможность для этого появляется время от времени.
Между тем, на «Авито» хлынула мощная волна объявлений о продаже товаров из ИКЕА. Вокруг бренда наблюдается бешеный ажиотаж. Природу этого феномена объяснил для nsk.aif.ru новосибирский врач-психотерапевт европейского реестра, психоаналитик Игорь Лях.
Для части людей покупка мебели ИКЕА является своеобразной попыткой капиталовложения, которое успокаивает, особенно, если не нарушать упаковку.
«Был ещё в 90-х такой приём: продавец говорил, что конкретная вещь у него осталась в последнем экземпляре, и если сейчас не купить, то её заберут уже вечером, - вспомнил Игорь Лях. - Этот феномен подогрева потребительского спроса известен не один десяток лет. Возможно, люди помнят о тех временах, когда жили в атмосфере дефицита. Не исключено, что часть спроса – это актуализация старых страхов».
По словам психотерапевта, ажиотажный спрос создают не только частные лица, которые делают случайные покупки из-за апокалиптического ожидания, страха развала определённой системы, торговой марки. Значительное влияние оказывают бизнес-структуры. Паника в таких малых группах автоматически приводит к гиперстимулированию спроса.
«Важно, что ИКЕА была значительным брендом, сформировавшим отраслевой стандарт качества, - подчеркнул специалист. - Этой продукцией пользовались дизайнеры, предприниматели, которые делают ремонты квартир под сдачу, люди, перестраивающие офисы. Все они находятся сейчас в тревоге, под фантазийной угрозой: неизвестно, будет ли замещен товар и чем. Для этих людей попытка сделать заказ на сайте именно сейчас, быть на волне ажиотажа очень важна. Это своего рода терапия от стресса, шопинготерапия. Они почувствуют себя спокойней, когда оставят товар у себя на складе».
Также Игорь Лях добавил, что всплеск спроса – своего рода ритуал прощания с брендом.
Ранее покупательница из Новосибирска рассказала, как ей удалось оформить заявку на товар и что именно она заказала.