Примерное время чтения: 6 минут
568

«Отдала последнее». Пенсионеров в Новосибирске обманывают оконщики

Новосибирские пенсионеры отдают крупные суммы денег настойчивым сотрудникам фирм по установке и ремонту пластиковых окон. А услуги не получают. Бывает, пожилые люди остаются из-за этого без средств к существованию. Историю одной пенсионерки, пострадавшей от действий таких «оконщиков», рассказала «АиФ-Новосибирск» куратор новосибирского филиала благотворительного фонда «Добродомик» Юлия Штеменко.

Навязали услуги

«Одна из подопечных фонда – 94-летняя бабушка, живущая на ул. Планировочной. Однажды к ней пришли мужчина и женщина. Они позвонили в квартиру и предложили консультацию по эксплуатации окон. Сказали что-то вроде: «Мы бесплатно проверяем, есть ли неполадки, перенастраиваем окно к смене сезона». А у этой бабушки как раз была какая-то неполадка с фурнитурой. Гости посмотрели окно и насчитали 5600 за ремонт. Она сразу их заплатила. Ей выдали квитанцию, заключили договор. После этого велели ждать ремонтников, которые придут на неделе и всё сделают.

Фото: Предоставлено героем публикации

Явились два молодых парня и начали ей рассказывать, что нужен более полный ремонт: ручки надо заменить, потому что на них трещинки, а в окне следует что-то «прочистить». В итоге ей насчитали 23 300 рублей. А бабушка пожилая, одинокая. Она испугалась двух парней. Тем более никто не знал, что они к ней пришли. Гости так настаивали, что пожилая женщина сдалась и выложила на стол все свои сбережения – 21 тыс. рублей. «Оконщики» забрали деньги и пообещали прийти за остатком позже. Бабушка отдала последнее, у неё не осталось средств на коммунальные услуги, элементарно на еду.

Я приехала, забрала у неё договор и квитанции, позвонила в отдел прав потребителей. Там ответили, что подобных жалоб очень много, одну пенсионерку «нагрели» на 500 тыс. рублей – она даже кредит брала. И добавили: «Учите своих бабушек, чтобы они двери никому не открывали». Служба ничего сделать не может, ведь занимаются такими делами фирмы-однодневки, бесконечно оформляющие новые ИП.

Я нашла эту фирму в 2ГИС и приехала в их офис под видом клиента (когда звонила им от имени фонда, они шифровались). Сказала, что буду говорить только с директором. Приехал его заместитель. Я сообщила ему, зачем явилась на самом деле. И он заявил: «Вы ничего не докажете, потому что мы не отбирали у неё деньги насильно. Это уже её проблемы».

Я их спрашиваю: «У вас хотя бы совесть есть? Вы последние деньги забрали у человека. Вы подумали, на что она жить будет?». На что он пообещал решить вопрос с директором и мне тогда показалось, что этот человек говорит правду. Однако проблема не разрешилась, и эти люди пропали. У нас есть договор, есть квитанция, но нет выполненных работ.

Спустя два месяца я снова столкнулась с «оконщиками» при других обстоятельствах. Я грузила в свою машину вещи на улице – собиралась ехать в деревню к матери – и вдруг услышала мужские голоса через открытое окно соседки. Пожилая женщина живёт на втором этаже, я с ней хорошо знакома. Смотрю в её окно, а там рядом с ней стоит какой-то парень, а за её спиной – ещё один. И становится понятно, что они обсуждают окно.

Я поднимаюсь к ним наверх, стучусь в дверь. Бабушка открывает. Я прошу её позвать парней, которые к ней пришли. Один из них выходит, перегораживает мне ногой проход и заявляет, что он внук пенсионерки. Я требую, чтобы он принёс мне документы. Он показал паспорт и договор и в конце концов признался, что является просто мастером. Второй парень представился стажёром. Он сказал: «Я в первый раз вышел на работу, но уже понял, что это отвратительно». Бабушка ответила мне, что она не вызывала этих мастеров и проблем с окнами у неё нет. Если бы я тогда этих незваных гостей не заметила, она бы тоже могла лишиться денег».

Доказать почти невозможно

Ситуацию прокомментировал юрист Алексей Аржанников: «К сожалению, в нашем обществе встречаются предприниматели, которые считают допустимым таким вот образом вести свой бизнес, фактически на грани закона и добросовестности, и даже переступая её».

По его словам, чаще всего такие фирмы и предприниматели, перед тем как начать свой «бизнес», изучают юридические риски и правовые последствия своей деятельности. Документы оформляются так, что всё выглядит как добровольная сделка. Ситуации неисполнения обязательств (неоказания услуг) списываются на «банкротство» или гражданско-правовой спор, в который государство не вмешивается без заявления потерпевшего. В результате государственным органам бывает сложно или даже невозможно в таких ситуациях не только вернуть деньги фактически обманутым гражданам, но и каким-то образом наказать таких «предпринимателей».

«Если вы или ваши родственники попали в такую ситуацию, нужно сделать ряд шагов, чтобы попытаться вернуть деньги и наказать недобросовестных «предпринимателей», - говорит юрист. - Если на руках имеются документы об оплаченной услуге (но не оказанной), для возврата денег нужно обращаться в суд. Также можно обращаться в орган Роспотребнадзора, в орган прокуратуры. Если есть основания полагать, что вы не единственный пострадавший, и стали жертвой мошенников, то можно обращаться в полицию. Однако необходимо отметить, что все эти действия далеко не всегда приводят к восстановлению справедливости, к возвращению денег или к выполнению оплаченных работ».

Как подчёркивает Алексей Аржанников, остаётся только объяснять матерям и бабушкам, отцам и дедушкам, что нельзя принимать решения о заключении таких договоров самостоятельно и сразу на месте в момент прихода «мастера». «Нужно объяснить им, что недобросовестные предприниматели, мошенники и вымогатели всегда серьёзно подготовлены как в плане навыков убеждения, так и в юридических аспектах своей деятельности. И мошенники всех мастей до сих пор раз за разом достигают «успехов» только потому, что люди, особенно почтенного возраста, чрезмерно доверчивы и внушаемы», - добавил юрист.

По его мнению, такие «предприниматели» вряд ли исчезнут в ближайшее время - вчера они продавали фильтры для воды, сегодня «ремонтируют» окна, завтра будут делать что-то ещё. Очень важно проявить заботу о людях старшего возраста и попросить их не принимать самостоятельных решений о передаче денег за подобные услуги.

«АиФ-Новосибирск» также отправил запросы в ГУ МВД по Новосибирской области и региональный Роспотребнадзор с просьбой прокомментировать ситуацию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах