Территория Сибири огромная, а Россия еще больше. Именно поэтому проблема новых видов транспорта притягивает к себе внимание ученых и волнует простых обывателей. Корреспондент «АиФ-Новосибирск» узнал у ученых Сибирского НИИ и СО РАН, каковы могут быть альтернативы поездам и самолетам.
Летающий поезд
Одной из альтернатив авиации и железной дороге мог бы стать аэроэстакадный транспорт. Суть проекта раскрыл профессор СГУПС (Сибирский государственный университет путей сообщения) Виктор Соколов: «Аэроэстакадный транспорт представляет собой подвижный модуль специальной конструкции, движущийся по длинному мосту. На его поверхности расположен экран, сделанный из сверхвысокомолекулярного полиэтилена – это разработка Института катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН. Движение осуществляется за счёт встречных потоков воздуха, которые формируют так называемый несущий экран». Необходимые двигатели, по утверждению научного руководителя Сибирского НИИ авиации имени С. А. Чаплыгина Алексея Серьёзнова, российская промышленность производит уже сегодня.
Скорость при таком способе перемещения – свыше 400 км/ч. Чтобы добраться, к примеру, от Новосибирска до Академгородка, потребуется 10–12 минут. Сегодня на это уходит 1,5–2 часа. И никакого стука колёс, в отличие от электричек, трамваев и метро. Это, безусловно, оценили бы горожане, вынужденные жить в условиях постоянного шума.
Идея аэроэстакадного транспорта не нова. Ещё 50 лет назад такой проект предложили во Франции. На родине он развития не получил, но сейчас поезда, парящие над землёй, есть в Японии и США.
Сибирские учёные предлагают три пилотных маршрута, на которых можно было бы внедрить это экзотическое для России средство передвижения. Первый проект они намерены реализовать в Новосибирске – «Академгородок – аэропорт Толмачёво – Камышенская». Затем выйти на международный масштаб и пустить «летающий поезд» из Новосибирска через Горно-Алтайск в Урумчи. Виктор Соколов добавил, что интерес к идее есть не только в Сибири, но и на федеральном уровне. Поэтому сибирские учёные думают ещё над уральским маршрутом «Соликамск – Верхотурье». Правда, пока построена только модель аэроэстакады протяжённостью 12 м в одном из коридоров СГУПСа – за счёт личных средств профессора Соколова. На более масштабные разработки у государства денег нет.
Быстрее пули
Научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики СО РАН Денис
Наливайченко рассказал о другом проекте на грани фантастики – вакуумном транспорте: «На Земле при скоростях свыше 400 км/ч огромное количество энергии тратится на преодоление аэродинамического сопротивления». Если взять, к примеру, поезд метро и поставить его в трубу, а из трубы откачать воздух, то отсутствие воздушного сопротивления позволит двигаться с огромными скоростями (предположительно 6400–8000 км/ч, то есть в 5–6 раз быстрее звука в воздухе) и очень дёшево.
Первые в мире опыты с перемещением тела в вакуумной трубе за счёт электромагнитного поля поставил в 1911–1913 годах в Томском технологическом институте российский профессор Борис Вейнберг. По его замыслу, капсула (сигарообразный цилиндр длиной около 2,5 м и высотой 0,9 м) внутри трубы должна была разгоняться на станции отправления соленоидом, выполняющим в этом случае роль электромагнитной пушки, а на станции назначения соленоидом же тормозиться. Вейнберг предполагал, что капсула сможет развивать скорость до 800–1000 км/ч. Весной 1914 года профессор сообщил о своих достижениях на лекции в Петербурге. Лекция получила известность благодаря упоминанию в «Занимательной физике» Перельмана: «Не могу забыть того ошеломляющего впечатления, которое произвёл на холодную петербургскую публику этот смелый и оригинальный проект, когда изобретатель в блестящей лекции нарисовал перед слушателями картину будущей борьбы с пространством».
Продолжению опытов Вейнберга помешала Первая мировая война: медь, из которой была сделана труба, потребовалась для нужд страны, и установку разобрали.
Сегодня внедрению вакуумного транспорта мешает слишком большая стоимость необходимой для него инфраструктуры и смертельная опасность для пассажиров в случае разгерметизации.