Вячеслав Горев – участник программы «Учитель для России». В свои 30 лет он успел познакомиться со многими странами мира, построить успешный бизнес и осуществить давнюю идею – стать учителем.
Как Вячеслав решился на переезд в сибирскую глубинку, занялся преподаванием географии и информатики и что думает о современной школе и детях – в материале «АиФ на Оби».
Ускоренный путь
– Когда вы решили заняться педагогикой и прийти в программу «Учитель для России»?
– В мае нынешнего года, когда прочитал статью о программе. Раньше у меня уже были мысли, что учить детей – это интересно, но мне было сложно представить, что это окажется возможным сегодня. Я не думал, что есть ускоренный путь к работе учителем. И когда узнал о программе, я понял, что такой путь всё-таки есть.
– О программе существует немало мнений. Кто-то говорит, что она преследует важные цели, а кто-то, наоборот, высказывает сомнения, аргументируя их тем, что специалист должен пройти более длительный путь к профессиональному становлению. Что вы думаете на этот счёт?
– У всех разная подготовительная база и понимание значения слова «учитель». Спорный вопрос опять же: учитель – это человек, который обладает предметными знаниями и компетенциями, или специалист, который психологически готов к работе учителем. Можно обладать глубокими знаниями, но в то же время эти знания нужно уметь передавать. Всё зависит от человека, который проходит обучение в программе.
– А что вы вкладываете в это слово?
– Для меня это друг в первую очередь. Наверно, мне как предметнику не стоило бы говорить, что на первом плане для меня стоят не знания дисциплины, а опыт и навыки, которые ты применял в жизни и которые готов передать… Но для меня так. Учитель – это друг, который может поделиться чем-то действительно нужным.
– У вас получается быть учителем?
– Думаю, что нет (смеется). Чувствую, будто у меня сейчас «кризис самозванца», пока не получается в полной мере работать с детьми так, чтобы им было интересно, чтобы их урок завлекал. И моя задача – сделать так, чтобы было по-другому.
– У вас очень яркая жизненная история. Путешествия, новые города, страны… Как к вам пришло решение сменить область деятельности и пойти в педагогику?
– Я хотел быть учителем даже не с целью чему-то научить, а поделиться жизненным опытом, помочь детям выйти за рамки стандартного мышления. Например, каждый школьник сталкивается с вопросом «что делать дальше», когда близится момент выпускного. Надо ли после школы идти в институт? Наверно, надо. Но тут же я воспоминаю себя: у нас в параллели было 5 классов, и разные классы готовили детей в вуз или колледж. Я учился в сильном классе, где детей готовили к поступлению в институт, но учись я в другом классе, где ориентир был на колледж или техникум, я пошел бы по такому пути. Этот подход ограничивает, и мне хочется показать детям на своём примере и примере других людей, что вокруг нас – большой мир, который интересен и открыт для каждого человека и каждого мнения.
– Вообще, мужчин-учителей в школах не так много. Как думаете, почему?
– Есть какой-то гендерный стереотип, что учитель в школе – это женщина, а преподаватель в вузе – мужчина. Многие почему-то считают, что учитель – это не солидно.
– А для вас это солидно?
– Да. Это одна из важнейших профессий, но она пока недооценена обществом. Я вижу, что есть движения, есть программы в сфере образования, которые направлены на что-то хорошее, но реализуются они не совсем успешно.
– Помните свои чувства при подготовке к первому уроку?
– У нас получился отложенный первый урок. На две недели. После 1 сентября мне пришлось уйти на больничный.
В свой первый день я планировал знакомство с детьми – пообщаться с ними, узнать что-то о них и рассказать о себе.
Но из-за больничного всё пришлось делать сразу – и географию преподавать, и знакомиться. Да, я волновался. И дети волновались тоже, у нас это было взаимно.
– На выбор преподаваемых предметов, географии и информатики, повлиял ваш опыт путешествий?
– Нет. Когда я пришел в программу, я хотел выбрать в качестве дисциплины историю, но в анкете было указано, что историю лучше оставить как запасной вариант, и я остановился на английском языке. Переживаний за этот предмет у меня не было, потому что говорю я неплохо, но этого оказалось недостаточно, чтобы назвать мои знания академическими и передавать их детям. И тогда мне предложили обратить внимание на географию. Она, к слову, была моим третьим приоритетом, и не потому, что здесь есть влияние жизненного опыта. Географию я любил и знал ещё со школы. Но в школе в Белово, где требовался учитель, было недостаточно часов географии, и мне предложили дополнить нагрузку информатикой. Так и сформировались предметы, которые я преподаю детям.
Чего хотят дети?
– Учить сельских детей сложно? Есть вообще какая-то уникальность в деревенских и поселковых школах?
– Сельские школы очень семейные. Все друг друга знают лично, напрямую, и дети из-за этого дружнее. Они общаются семьями, общаются и со сверстниками, и с детьми из других классов. И вертикальная коммуникация для детей в этом плане очень хороша и полезна. А сложность заключается в том, чтобы детей заинтересовать. Кто-то тянется к учебе, а кому-то это не надо. Моя задача – донести до них, что география – это здорово и важно. Сложности у меня начались только сейчас, и они по части дисциплины. Видимо, дети ко мне привыкли. Когда я только пришёл в школу, ребята показывали себя исключительно с хорошей стороны, а сейчас они начали вести себя естественно.
– Полагаю, вы пришли в педагогику с новыми, «свежими» взглядами. Во многих школах принципы преподавания не меняются несколько десятков лет. Как вы думаете, их пора менять?
– Думаю, да. «Учитель для России» как раз и занимается изменением подходов к преподаванию. Мир сегодня меняется достаточно быстро, и, я думаю, те принципы преподавания, которые тянутся с прошлых лет, не совсем подходят для работы с современными детьми. Детям нужно давать больше свободы для мыслей и возможностей, и тут не работает принцип «заставить делать из-под палки». Например, детям в наше время уже не важно, какая у них будет оценка, и нельзя ограничивать их «двойкой». Поэтому заинтересовать ребёнка его же возможностями, использовать больше инструментов взаимодействия – вот что можно было бы внедрять.
– Сегодня все активно говорят про лидерство и заряжают детей на успех с раннего детства. По вашим наблюдениям, современные старшеклассники – они какие? Нацелены на лидерство?
– Я не могу давать оценку всем детям. Скажу лишь о тех, с которыми я работаю. Они ориентируются на то, что транслирует интернет и его лидеры мнений, блогеры. Вижу, что 8–9 классы любят что-то смотреть и снимать для социальных сетей. О 10–11 классах мне сложно что-то сказать, потому что у них нет особого стремления получить высшее образование, и в основном они останавливаются на среднем специальном. А ориентируются на то, что происходит вокруг них. Основной целью для ребят стоит переезд из села, у них нет привязки к местности. Возможно, это потому, что перед глазами у них не так много примеров успеха в родном крае.
– Пандемия коронавируса «перевела» весь мир на дистанционный формат взаимодействия. Кто-то говорил и раньше, кто-то говорит сейчас, что будущее – за удалённой учебой и работой. Можно ли представить себе дистанционное школьное образование?
– К дистанционному обучению я отношусь с опасением. Если рассматривать пример сельской школы, то не у всех детей есть компьютеры, телефоны, интернет. И мне сложно представить, как в такой среде будет выглядеть дистанционное образование. Вообще, для детей огромная ценность школы в том, что они окружены живым общением, живым контактом. Если говорить о том, что может быть в старшем возрасте после школы, то дистанционный формат возможен в применении. Но для школьников важна среда, в которой они находятся, и она не должна быть в «онлайне».
– Вы не пожалели, что связали свою жизнь со школой?
– Конечно, от молодого педагога школа требует терпения. Да, бывают моменты, когда опускаются руки. Но не было такого, чтобы у меня возникали нехорошие мысли в отношении школы. Я пришёл сюда по своему желанию и со своими целями и с добротой отношусь абсолютно ко всему и ко всем. И я не жалею. Сейчас всё хорошо, и это будет очень интересный опыт. Это максимальное погружение в общение с детьми и способность их понять и изучить.
Досье
Вячеслав Горев окончил электроэнергетический факультет, а затем факультет промышленного менеджмента и инновационных технологий. В Новосибирскую область приехал из Вологды.
В 2014 году открыл первый квест в своём городе. Создал проект «Доброквест» для детей, оставшихся без попечения родителей.