Примерное время чтения: 7 минут
434

Салим Шакирзянов о терактах и настоящем джихаде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ на Оби №49 02/12/2015
Мусульмане совершают намаз 5 раз в сутки
Мусульмане совершают намаз 5 раз в сутки / Екатерина Изместьева / АиФ

О терактах, всколыхнувших весь мир и реакции новосибирских мусульман на эти события корреспондент «АиФ на Оби» пообщался с имам-хатыбом главной соборной мечети города Салимом Шакирзяновым.

- Корреспондент «АиФ-Новосибирск» Оксана Смирнова: -  Имам-хатыб, сразу несколько крупных терактов этой осенью потрясли весь мир. 31 октября боевики ИГИЛ взорвали самолет с российскими туристами, и вскоре после этого, 13 ноября, устроили «11 сентября в Париже». Соболезнования выражали люди со всего мира, наверняка и прихожане вашей мечети?

Салим Шакирзянов -  имам-хатыб главной соборной мечети г. Новосибирска
Салим Шакирзянов - имам-хатыб главной соборной мечети г. Новосибирска Фото: Из личного архива

- Первая реакция, которая была, как и у всех – шок. Я понимаю глубокое горе и  соболезную людям, потерявшим родных и близких. Погибло много мирных жителей и среди них – дети. Мы сожалеем и возмущены тем, что террористы, совершая преступления, прикрываются исламом. Многие прихожане задавали мне один и тот же вопрос: «Неужели они не понимают, что своими действиями они наносят вред нашей религии?»  Надеемся, что власти примут все меры, и найдут тех, кто это совершил, и они понесут заслуженное наказание.

- Почему террористы-смертники с автоматами и поясами шахидов называют себя мусульманами?

- Сложно сказать. Ведь настоящие мусульмане не будут так поступать. Те, кто берет в руки автомат и надевает пояса шахидов  - радикалы. Они не исповедуют ислам, а как сектанты берут выдержки из Корана, трактуют их как им выгодно и добавляют что-то свое. Конечно, им внушают, в том числе и через интернет, что это и есть подлинный Ислам. Но это не так. Аллах запрещает убийство невинных. У терроризма нет ни нации, не вероисповедания. В каждой нации есть хорошие люди, и есть плохие.

- В то же время, в Исламе есть такое понятие, как джихад – священная война с неверными.  Считается, что по отношению к народам другого вероисповедания мусульмане с древних времен были настроены, мягко говоря, не очень дружелюбно. Или это не так?

- На самом деле понятие джихад намного шире, и не подразумевает исключительно вооруженную борьбу. Слово «война» здесь применяется в другом контексте. Каждый мусульманин должен завоевывать, но не оружием, а своей проповедью. Проповедовать и призывать к истинной вере. Это обязанность каждого мусульманина. Так же как и христианина. У православных тоже есть свои проповедники, которые рассказывают о религии. Именно проповедническая деятельность в исламе считается джихадом. Но джихад делится на несколько частей. Самый трудный для человека джихад – это война с самим собой – со своими плохими мыслями и желаниями.  Самый легкий и простой джихад –  взять автомат и пойти воевать, просто уничтожить людей другой веры. Этим и прикрываются террористы. Но такой путь разрешается Кораном только в том случае, если религию полностью притесняют – запрещают проповедовать, строить мечети, исполнять религиозные обряды. Ни в Новосибирске, ни в других городах и населенных пунктах России сегодня никто не запрещает этого делать. Поэтому такой кровавый способ завоевания не имеет под собой основания. Но многие люди этого не знают и думают, что джихад означает взять в руки автомат и пойти убивать. Это очень большое заблуждение.

- Вы были в арабских странах? Какое впечатление они на вас произвели?

- Как и многие мусульмане, я не раз совершал паломничество к священным местам. А в 1998 году побывал сразу в нескольких арабских странах, изучал языки. Был и в столице Сирии -  Дамаске. Правда, проездом, всего сутки. Мне там очень понравилось. Дамаск – один из старейших городов мира, очень колоритный и красивый.  Там потрясающая природа – море и горы. Я прожил в Дамаске как турист один день. Проехал на такси, посмотрел весь город. За целый день, помню, потратил там всего 5 долларов.  Люди там живут вполне гостеприимные. Те, кто воюет там сегодня - уверен, среди них процентов 10 арабы, остальные – иностранцы, наемники. Я бы не сказал, что эта война связана с религией. Это просто люди прикрываются религией для достижения каких-то своих целей – получить материальные блага, проявить как-то себя. К ИГИЛУ присоединяются  «больные» люди, которые жаждут крови, хотят резать, убивать.

В Новосибирске нравится

- Много ли прихожан в вашей мечети? Из каких стран сейчас чаще всего приезжают в Новосибирск?

- В основном это выходцы из стран СНГ: Таджикистана, Киргизстана. Приезжих мусульман в последние годы много. Но есть и те, кто давно стал коренным жителем, их семьи здесь уже не в первом поколении живут.  В пятницу на вечернюю молитву в мечеть приходят около 2 500 человек. Во второй мечети, на улице Мира, собирается где-то около 1 500 человек. В большие праздники, на Курбан-Байрам, в мечетях Новосибирска на молитву собираются порядка 15-20 тысяч человек.

- Когда произошли теракты  Париже, было отмечено, что стрелявшие разговаривали без акцента, то есть были местными жителями, мигрантами во втором поколении. Как Вы считаете, почему так происходит? Может, люди не всем довольны, их права в чем-то ущемляют?  А как новосибирские мусульмане себя чувствуют здесь, не обижены ли чем-то?

- Не могу сказать за тех, кто стрелял в Париже, но новосибирские мигранты и приезжие мусульмане, которые здесь давно живут – они вполне довольны. Кто-то работает здесь по найму, обеспечивает семью. Кто-то открывает свой бизнес, есть например, владельцы частных клиник, врачи. В последнее время много мелких предпринимателей, торговцев овощами и фруктами. Люди заняты своим делом, могут реализовать себя, для этого есть возможности. Если возникают предпосылки для недовольства, эти ситуации мы совместно с местной властью решаем сразу, чтобы «не разжигать больших костров».

- Новосибирск – город многонациональный, и местные  – люди разных вероисповеданий, но большинство христиане.  Как вы относитесь к православным, взаимодействуете с представителями других религий?

-  Конечно. Вместе обсуждаем актуальные вопросы. У нас есть Совет мировых религий – иудаизм, буддизм, мусульманство и христианство. Мы собираемся за круглым столом, и обсуждаем не только вопросы, связанные с религией, но и те, что касаются светской жизни. Недавно с православными активистами провели круглый стол по проблеме абортов. Вместе обсуждали и скандальную оперу «Тангейзер», что прошла в Новосибирском театре оперы и балета. В этом вопросе я полностью поддержал Митрополита Тихона. Новосибирские мусульмане с пониманием отнеслись к тому, что представители православной церкви выступили против постановки, в которой искажался образ Христа. Во все времена люди принимали и пророка Мухаммеда, и Иисуса Христа как великих людей. Все помнят, как болезненно мы восприняли карикатуры на пророка Мухаммеда, и здесь, я считаю, похожая ситуация.  Когда человек пытается глумиться над святыми – значит,  либо он очень невежественный и не знает истории, либо он это делает, чтобы разжигать рознь и сеять вражду между людьми…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах