Примерное время чтения: 6 минут
1316

Самолет покрыло льдом. 23 человека погибли в авиакатастрофе с ИЛ-12 в 1951-м

Во время взлета произошло обледенение поверхности самолета.
Во время взлета произошло обледенение поверхности самолета. Авиационно-технический музей

Под Новосибирском 17 ноября 1951 года с самолетом Ил-12 компании Аэрофлот произошла авиакатастрофа. Все, кто был на борту, погибли. На месте трагедии нет никакого памятного знака, данные некоторых пассажиров не установили, поэтому их похоронили в братской могиле. История страшной катастрофы – в материале nsk.aif.ru.

Рейс был вне расписания

ИЛ-12 выпустил Мытищинский машиностроительный завод «Знамя Труда» 21 февраля 1949 года. Вскоре борт передали в 1-ю отдельную авиагруппу гражданского воздушного флота. На момент катастрофы у судна было 2007 часов налета.

В день трагедии, 17 ноября 1951 года, борт прибыл в Новосибирск из Москвы. Его экипаж состоял из командира П.П. Аверина, второго пилота Р. С. Асланянца, бортмеханика И. М. Курчакова и бортрадиста В.И. Кузнецова.

«Это был чартерный пассажирский рейс в Москву, организованный дополнительно из-за большого количества транзитных пассажиров. Он был вне расписания и проходил на самолете Ил-12», - рассказал изданию АиФ-Новосибирск научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев.

Место, где произошла авиакатастрофа.
Место, где произошла авиакатастрофа. Фото: Форум "Новосибирск в фотозагадках"

Тем временем в аэропорту Северный скопились пассажиры, которые летели из Якутии в Москву. Всего на борт поднялось 19 пассажиров.

Синоптик предупреждал о гололеде

Последние сутки в аэропорту была сложная метеообстановка, при этом прогнозы заметно отличались друг от друга. Например, в одном прогнозе на 09:00 – 15:00 ожидалось образование гололеда, а в других на 12:00 – 18:00 и 15:00 – 21:00 его уже не было. Но несмотря на это, начальник АМСГ и синоптик предупредили, что образование гололеда все равно произойдет, потому что прохождение холодного фронта замедлилось.

Как потом сам утверждал синоптик, о метеообстановке он рассказал начальнику аэропорта Загороднему, заместителю начальника Западно-Сибирского управления гражданского воздушного флота по летной службе Броверману, а также начальнику ЗПС ГВФ Филанскому. Причем они же заявили, что не получали предупреждение о гололеде.

Самолет покрыло толстым слоем снега

К 15:00 небо затянуло облаками, активно шел мокрый снег, однако чуть позже ветер сменил направление. Температура упала до -4 градусов, из-за чего выпавший снег начал подмерзать. За время пока самолеты доезжали до перрона, их покрыло толстым слоем снега. До мороза снег с легкостью удалялся метлой, но замерзший снег превратился в ледяную корку толщиной 12 – 15 миллиметров.

Перед этим, в 15:34, попытку взлететь уже совершал Ли-2. Сразу после отрыва возник левый крен, поэтому командир Христовсон прекратил взлет и выключил моторы. Об этом он сообщил экипажу ИЛ-12. Когда командир экипажа подошел к судну, обнаружил, что тот тоже покрыт льдом. Убрать его метлой он не смог, из-за чего от взлета отказался и поручил обработать самолет горячей водой.

Так сейчас выглядит место происшествия.
Так сейчас выглядит место происшествия. Фото: Форум "Новосибирск в фотозагадках"

Тем временем руководство аэропорта находилось в теплом помещении и не заметило, что температура упала ниже нуля. Они посчитали, что все это вызвано сменой направления ветра. Поэтому в 16:22 Ил-12 начал взлет. В это время видимость составляла 1000 метров, а процесс обледенения уже завершился. Но как только судно набрало высоту, авиалайнер потерял скорость. На левом крыле произошел срыв потока, а после образовался левый крен. Уже в 16:23 самолет борт врезался левой плоскостью крыла, а после и носовой частью о землю. Из-за удара судно развернулось влево на 135° и загорелось.

«Потерял скорость и ударился о землю»

Краевед отметил, что Ил-12 буквально преследовала череда катастроф – 1948, 1949, 1951 и 1954. Наиболее крупной была последняя, про которую АиФ-Новосибирск уже писал.

Трагедии 50-х годов произошли из-за метеоусловий. Как объяснил Константин Голодяев, все случилось из-за халатного отношения должностных лиц аэропорта. Именно из-за ошибки руководства борт приступил к полету, несмотря на наличие неочищенного льда на плоскостях, стабилизаторе и киле самолета.

Сейчас на месте авиакатастрофы ничего не осталось.
Сейчас на месте авиакатастрофы ничего не осталось. Фото: Форум "Новосибирск в фотозагадках"

«Взлет произошел при сухом снегопаде, но набрав высоту 150 м из-за обледенения самолет потерял скорость, сорвался на левое крыло и бортом ударился о землю. Самолет загорелся. На борту было 23 человека (из них 19 пассажиров). Погибли все», - уточнил научный сотрудник музея.

Он также добавил, что авиакатастрофа произошла на южном краю карьера Мочище в 12 метрах от жилого дома.

После трагедии удалось опознать всего трех погибших пассажиров: Шеенсон М.С, Борисов В. (отчество установить не получилось), а также Гуляева – ее имя и отчество также не установлены. Их останки похоронили в братской могиле на Даниловском кладбище в Москве.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах