Примерное время чтения: 8 минут
2217

Новосибирский философ: счастья нет, и покоя тоже

41 . Еженедельник "Аргументы и Факты на Оби" № 41 12/10/2016
Наша задача – разбудить мышление
Наша задача – разбудить мышление / Максим Филатов / АиФ

«Высшая школа становится слишком формализованной, в ней нет места для творчества», – считает учёный, философ Роман Шамолин.

НЕУСНИ, а то отстанешь

Уже второй год в городе работает Новосибирский открытый университет (НОУ). Посещать занятия – лекции, дискуссии, семинары – может любой желающий, причём совершенно бесплатно. Курсы самые разнообразные – популярное музыкознание и история стран, психология женского образа и основы психоанализа, культурологические коды города и юриспруденция и т. д. Занятия проходят на площадках книжных магазинов, в научной библиотеке и в технопарке. Создатель необычного учебно-просветительского проекта – Роман Шамолин.

Аркадий Бурханов преподает музыкознание
Аркадий Бурханов преподает музыкознание Фото: АиФ/ Максим Филатов

 

– Роман Валентинович, это в вашу голову пришла идея создать в Новосибирске открытый университет?

– Идея НОУ – совместная. Полтора года назад собрался Форум сибирской интеллигенции, признаюсь, по моей инициативе – представители науки, искусства, политики. Мы выяснили, что у нас схожие проблемы. А именно, не устраивает то, что происходит в высшей школе в плане образования, науки и искусства.

– А что там не так?

– Бюрократический гиперконтроль, – у преподавателя нет времени на творческие вещи, он должен постоянно следовать запросам, которые утвердили какие-то чиновники и сбросили циркуляры на птичьем языке для каких-то своих невнятных целей. Возможно, это нужно людям, которые хотят все контролировать, - но это не реальному здоровому образованию. Происходит формализация, которая противоположна духу творчества. Та же дипломная работа: выпускник вуза должен показать навыки владения инструментами, но совсем не приветствуется, чтобы он высказал смелую, нестандартную гипотезу и попытался ее доказать. Хотя такое было в 90-х и в начале нулевых. вузы не ставят задачу развивать творческое начало, критическое сознание студента: ему выдали набор требований, - он должен в них уложиться. 

– Поэтому вы решили создать свой университет?

– Мы пришли к выводу, что надо создать нечто такое, где наши свободные идеи могли бы выражаться, пересекаться друг с другом и обогащать окружающее пространство.

Идея института пришла действительно в мою голову, хотя она на дороге не валялась. Формы перебирались разные – дискуссионный клуб, круглые столы. Один из вариантов названий был НЕУСНИ – Независимый университет свободных наук и искусств.

– У вас преподают статусные лекторы, они тратят много времени и сил на проведение занятий. Кто финансирует проект?

– Никто. Мы не имеем дела с деньгами ни в каком виде. Все это волонтёрство чистой воды. Не в смысле бескорыстного служения человечеству, а как нормальная реализация творческой энергии. Ведь высший дивиденд – это не купюры, а возможность проводить свои идеи в мир, видеть, как он видоизменяется, усложняется. И ты сам усложняешься. Это стоит больше, чем финансовые поступления. Наши партнеры также бесплатно предоставляют помещения, спасибо им за это огромное. И для них хорошо, когда книжный магазин, библиотека, частная компания становятся еще и  литературным салоном или местом научных дискуссий. Здоровая амбициозность – двигатель развития. 

Не будь проще!

– На одном из диспутов вы сказали, что российский человек, в котором прочно и глубоко сидит homo soveticus, верит в удачу, в связи, судьбу. Но не настроен на то, что будущее самому надо строить – учиться, получать опыт, повышать квалификацию. Это лень? Традиция? Пресловутый менталитет? Или не видим смысла суетиться?

 - Думаю, дело в культурной матрице. «Оглянулся на дела свои, - сказал Екклесиаст,  - всё суета сует». Вот это самая бесперспективная позиция. Согласитесь, у нас население не особо почтительно относится  к человеку, который любит углубленно думать над какими-то вопросами, создавать нерешаемые задачи, находить противоречия. И в поговорках это отражается: «Много будешь знать - скоро состаришься», «Будь проще и люди к тебе потянутся» и  «Ты что, самый умный»? К сожалению, в нашей культурной матрице не сложилось уважение к мысли, исследованию. Российский человек хочет получить быстро простые ответы и успокоиться на этом. Вот один из примеров - 1993 год, разгар перестройки, я только начал тогда преподавать. Представляете  – можно всё – открыты библиотеки, рассекречены архивы, издаются книги - исследуй, узнавай, выбирай! А преподаватели российской истории в депрессии - как теперь лекции читать? Методички устарели… 

– Ну да, как же без инструкций и без линии партии… Самим же надо выбрать точку зрения и обосновать.

– Да, именно. Неспособность принять решение и есть инфантилизм, с которым надо бороться. Прежде всего в себе. Поэтому и задача НОУ – усложнять сознание людей, чтобы слушатели получили вкус к задаванию вопросов, к исследованию проблем. Меньше всего я стремлюсь к тому, чтобы наши лекции, дискуссии выдавали однозначные результаты. Наша задача – разбудить мышление, а не закинуть в сознание готовый к употреблению продукт и на том успокоиться.

Воля без покоя

– Пожалуй, тоже процитирую Соломона. «Во многих знаниях – многия печали». Вот так растёшь, поднимаешься над собой и вдруг обнаруживаешь, что ты один на вершине. Есть знания, а счастья нет…

– Если человек в достаточной степени разумен, он не будет счастлив. Счастье – это состояние, когда разум отключён. Если хочешь развиваться, то должны быть другие критерии, не такие, как счастье и несчастье.

– Да что ж такое, как без него жить-то, без счастья? Не согласна. Верните немедленно!

– Ну ладно. Счастье – это побочный эффект. Бонус. Ты занимаешься своим любимым делом, приходишь к какому-то озарению. Совершил какое-то открытие, хоть даже для себя самого, в этот момент счастлив. Но идёшь дальше, тебе по кайфу путь от проблемы к проблеме. Я это называю драйвом первооткрывателя. Каждый человек – Магеллан, Колумб, который может двигаться по бесконечно многообразным траекториям познания. Но когда воспринимаешь состояние счастья как точку конечного удовлетворения – это конец всему. Значит, кончился как существо, способное быть чем-то большим, чем уже есть. Надолго застыть в состоянии счастья, как показывает опыт, – это путь к деградации.

– «На свете счастья нет, но есть покой и воля»? Вы, наверное, и Пушкина поправили бы, «покой» вычеркнули?

– Я – да. Но не все же должны быть как я. Каждый человек принимает для себя что-то основное. Если это семья – хорошо, будь ответствен за свою семью. Если для тебя главное – развитие – себя, людей, которые рядом, то остальные вещи становятся второстепенными.

Не продается вдохновенье…

- Вот вы днем работаете в университете за зарплату, вечером – в другом университете без зарплаты. Как вы относитесь к деньгам?

- Конфуций говорил: выбери себе дело по душе, и не будешь работать ни дня. Идеально, когда труд приносит удовольствие.

– Но мы ж хотим, чтоб за удовольствие платили, причём сообразно талантам и усилиям.

– Никто не может оценить талант или эффект того, что человек производит. Всё условно. В одном уверен – когда человек начинает активно изменять пространство вокруг себя, то мир будет давать то, что ему для этого нужно. Это могут быть как миллионы долларов, так и весьма скромные рубли зарплаты бюджетника. Кому-то эти миллионы нужны, кому-то – совсем без надобности. Кому-то для развивающего стимула требуются слава и признание, кому-то – уважение узкого круга близких. Но все это - сопровождающие элементы, бонусы, а не главные цели.

– Я вас поняла. Когда думаешь, что хочешь быть счастливым, – разберись, что для тебя важно, и делай это. И будут тебе радости на выбранном пути. Так?

– Так.

Досье

Роман Шамолин родился 7 апреля 1970 года. Окончил Томский государственный университет по специальности «история». Кандидат философских наук. Проректор по науке в Новосибирском институте экономики, психологии и права. Работал доцентом в НГУ.

 Татьяна Шитлина

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах