Примерное время чтения: 6 минут
564

Новые образовательные программы для одарённых детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. «Аргументы и Факты на Оби» 16/05/2012

Автор образовательной технологии «Школа развития индивидуальности «Росток», кандидат педагогических наук Валентина СТЕПАНОВА уверена: базовая способность, которой необходимо овладеть учащимся в современной школе, — умение коммуницировать, то есть видеть другого человека, понимать его и быть способным порождать продукт совместной деятельности.

     — До начала 90-х годов прошлого века мы жили в закрытом обществе,  где технологии не менялись десятилетиями, — говорит Валентина  Васильевна. — Образование было закрытой системой, созданной раз и  навсегда и основанной на усвоении в течение десяти школьных лет  определенных знаний, умений, навыков. Но современному человеку уже не  нужно хранить в памяти большой объем знаний: во-первых, на это есть  поисковики, а во-вторых, информация слишком быстро устаревает и  становится бесполезной. Ребенок должен научиться находить нужную  информацию, анализировать ее и использовать на практике. Поэтому  необходимо менять систему образования, направленную главным  образом на заучивание и зазубривание.

     Росток, пробившийся через гранит науки

Образовательная технология «Росток» направлена на раскрытие индивидуальности ребенка через социальное взаимодействие. Задача педагогов и родителей в данном случае — создать условия для того, чтобы ребенок был успешным. Как это сделать?

— Ребенок должен научиться выражать собственные представления посредством творчества: через поделку, рисунок, танец, музыкальную фразу, — продолжает Валентина Степанова. — Благодаря созданному продукту, пусть несовершенному, педагог взаимодействует с ребенком, а сам он — с другими детьми. 

В качестве простого примера автор методики приводит процесс приготовления пирога. Кто-то знает, как приготовить начинку, кто-то умеет выпекать бисквит, а кто-то может  украсить пирог. Взаимодействуя, участники процесса осваивают все  навыки, необходимые для приготовления пирога.

— Главное, чему мы должны научить наших детей, — быстро  отвечать на новые вызовы времени, менять себя и изменять мир вокруг  в лучшую сторону, — резюмирует Валентина Степанова.

     Система свободного воспитания

     Методика Марии Монтессори, применяемая в Новосибирске, — это  система свободного воспитания.

Нужно сказать, что класс Монтессори очень отличается от  привычного школьного класса. Здесь нет парт и доски, к которым мы  так привыкли, зато есть легкие столы, которые двое детей могут перенести в любое подходящее для работы место. Вдоль стен полочки с дидактическими материалами Монтессори — то, с чем работают дети во время занятий. Для настоящего класса Монтессори очень важно наличие свободного пространства, где ребята могут устроиться со своей работой прямо на полу, используя для этого небольшие коврики.

Свободно передвигаясь по классу, ребенок сам выбирает интересующий его материал и находит подходящее место для работы. Сам решает, будет он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся до тех пор, пока ребенок сохраняет к ним интерес.  

     — Ребенок развивается в соответствии со своими наклонностями и особенностями. Задача взрослого —  дать возможность реализовываться в том, что ему интересно, —  объясняет директор Новосибирского Монтессори-центра раннего  развития Наталья БОБРОВА. — Дети, которые работают не потому,  что их заставляют или обязывают, развиваются значительно быстрее и  эффективнее. В этом основной смысл методики Монтессори.

     Умка в Новосибирске

     Школа «Умка» — единственная в Новосибирске, работающая по  системе Эльконина-Давыдова.

     — Эта развивающая система отличается тем, что дети на каждом  уроке задаются какой-либо проблемой и пытаются ее решить, —  объясняет председатель правления школы «Умка» Татьяна  СУХОВА.

     С первого класса здесь действует предметная система, то есть каждый урок ведет свой учитель. Ребят сопровождает тьютор, основная задача которого — помочь выстроить отношения в классе, между родителями и педагогами. Он проводит время с детьми на переменах, ведет внеклассную работу.

     — Тьютор учит ребят толерантно относиться друг к другу, не бояться высказывать свое мнение. Одним словом, адекватно взаимодействовать в социуме — ведь это одно из главных умений для современного человека, — продолжает Татьяна Сухова. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах