Примерное время чтения: 7 минут
166

Новосибирский издатель: Я хочу, чтобы двоечник взял в руки книгу и прочел о своем селе

Издательский дом «Историческое наследие Сибири» опубликовал десятки книг по истории и краеведению, но его президенту Николаю АЛЕКСАНДРОВУ этого мало: он верит, что можно создать книгу, которая увлекла бы каждого, даже самого нелюбопытного ученика.

nsk.aif.ru: -  Николай Александрович, разве это возможно?

Н.А.: - Издав двухтомную «Историю Новосибирска», пятитомную «Историю промышленности Новосибирской области», трехтомную «Историческую энциклопедию Сибири» и другие книги, я все равно чувствую неудовлетворенность. Мне хотелось бы, чтобы нашими читателями стали не только те, кто интересуются историей, а те, кто книжек по собственной инициативе не читал. Такую книгу, чтобы взял ее в руки двоечник из седьмого класса и оторваться не мог. Идея есть: в книге надо рассказать обо всех городах и селах Новосибирской области. Чтобы о каждой деревне было написано самое интересное: уникальная природа, событие, а самое главное — люди. У нас из Мошковского района вышло два олимпийских чемпиона!

В каждом селе есть люди, добившиеся успеха, совершившие поступок. Вот, например, многие знают историю недавно умершего Вячеслава Веревочкина, который реконструировал танки Великой Отечественной войны. Он жил в селе Большой Оеш. Оказывается, тут еще живет тренер по боксу Валерий Кремнев, воспитавший семерых мастеров спорта. Он всю жизнь тренировал мальчишек и всегда мечтал делать это в настоящем зале, а не под холодной трибуной. В 1985 году зал начинали строить, но потом, в перестройку, само собой, бросили. Не знаю как, но Кремнев нашел деньги и построил спортивный зал в своем огороде! И теперь мальчишки ходят тренироваться к нему туда. Вот о таких людях мы хотим рассказать, чтобы тот самый двоечник, взяв в руки книгу, в первую очередь прочел о своем родном селе. Затем, увлекшись, — о соседнем. Я хочу, чтобы эта книга воспитывала у детей уважение к своему селу, району и к самим себе. Узнает мальчишка, что из его села вышли знаменитые люди, и поймет, что и он сам может «выйти».

nsk.aif.ru: - История всегда была с политическим окрасом…

Н.А.: - Мы не допускаем в своих книгах никаких политических разборок, стараемся быть объективными. Избегаем всякой ангажированности. Я не припомню, чтобы в добрые советские времена книжку по краеведению, и не только по краеведению, открывал первый секретарь горкома или обкома. Скромно вели себя мужики. В конце концов, политики меняются, а я хочу, чтобы наши книги жили вечно. «История Сибири», над которой работают ученые из десятков институтов трех федеральных округов — тоже серьезное дело, но мы его одолеем.

nsk.aif.ru: - Происходит переосмысление, поиск новой идеологии?

Н.А.: - Не секрет, что последние 20 лет отечественные историки писали свои работы на западные гранты. Трудно ожидать беспристрастную работу в таких условиях. Нам слишком многое диктует Запад, у нас нет своей идеологии, а ее отсутствие - это тоже идеология, но инородная, идеология страны победителя в информационной идеологической войне — она насаждаемая: «Бери от жизни все!». С подачи Запада мы заплевали собственную историю, советского периода и историю 90-х. Сейчас это только лихие годы. В них было действительно много плохого, но было и очень хорошее: позитивный порыв, созидательная энергия, люди зашевелились… но потом это движение было предано, как и вся страна… Я, кстати, в те годы учился в Литинституте. Рядом, в 200 метрах, у памятника Пушкину, проходили первые митинги, первый раз милиция пускала в ход дубинки, а мы прятались на территории института. Тогда мы ничего не понимали, было простое любопытство, осознание пришло позже.

nsk.aif.ru: - Сейчас многие говорят о духовной деградации…

Н.А.: - Я оцениваю ситуацию на бытовом уровне, на уровне здравого смысла, как мужичок, причем живущий в основном в Колывани, а не в Новосибирске. У меня ощущение, что мы живем как страна, проигравшая войну, войну холодную, идеологическую. Я уже говорил, что у нас нет идеологии. У нас в конституции написано, что никакая идеология не может быть государственной. И если идеология не воспитывает, то остается история — именно она может передавать традиции, народный дух. Поэтому я хочу, чтобы наши книги работали, и ради этого мы в свое время передали библиотекам области книг на два миллиона рублей. Сейчас 35 книг передаем безвозмездно для областной библиотеки, чтобы там создали электронные версии и выложили их в свободный доступ. Ударит ли это по нашему бизнесу? Ударит, конечно. Но тут идея важнее.

nsk.aif.ru: - Вы больше издатель или писатель?

Н.А.: - Это параллельная работа. Моя биография как раз для профессионального писателя, весьма насыщенная. Я был токарем, председателем спорткомитета, официантом, распорядителем зала, дворником, помощником машиниста, предпринимателем. Разводил сарбоянского карпа и завозил в область с Сахалина свежемороженую рыбу, оборот был порядка 30 миллионов рублей в месяц. Меня хотели «крышевать» все группировки Новосибирска и его окрестностей, хорошо, был друг-генерал в милиции, не дал «порвать»…. Распорядителем праздничного зала, то есть тамадой, я провел 308 свадеб, из этого опыта появилась книжка «Венькины свадьбы». Из спортивной молодости завязалась «Шальная жизнь». Я рано начал писать, потом однажды спросил у опытного журналиста: «Из меня получится писатель?». Он ответил известными словами Горького: «Если можешь - не пиши». Я понял это буквально и писать бросил. Позже, к 30 годам, тяга к писательству снова проявилась, здесь уже была и учеба в Литинституте… У меня есть две рукописи, одна из них о Литвинове, человеке известном в истории Новосибирска, но мне чего-то в романе не хватает, и рукопись пока лежит.

У меня прошел зуд, когда хотелось скорее увидеть книжку напечатанной. Сейчас это не главное. Вот я готовлю третье издание «Тайны счастливой жизни», это книга для подростков, где рассказы на заданные темы дают представление о разных аспектах, элементах жизни. В прежних изданиях не было рассказа о любви. Я не мог справиться с темой, но вот сейчас, мне кажется, рассказ получился. Для себя я забрался на вершину, одолел ее. И вдруг с этой высоты понял, что надо написать еще о смирении и покаянии. Это очень важные темы. Смирение часто принимают за безволие, за ним прячут безразличие, оправдывают бездействие и трусость. Смирение трактуют так, что достаточно помолиться, а Господь все сделает, как нужно. Об этом замечательно сказала Жанна д’Арк. Ее обвинили в безверии, поскольку, если бы она верила, то ограничилась бы молитвой о спасении Франции и положилась бы на Господа. Жанна ответила: «Чтобы Господь спас Францию, солдат должен сражаться». Так и мы должны не только верить в Бога и молиться, но и делать свое дело. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах