
В первые послевоенные годы промышленное развитие Новосибирска шло быстрее, чем это предполагалось самыми оптимистичными плановыми разработками. К концу 40-х годов прошлого века отраслевой спектр промышленности города был вполне сопоставим с крупными индустриальными центрами европейской части России. Сотни тысяч москвичей и ленинградцев, приехавшие в Сибирь вслед за эвакуированными десятками заводов, стали детонаторами развития молодого города. Многие после войны остались в Новосибирске.
ПЯТИЛЕТКА 1947–1956
Учитывая уроки Великой Отечественной, государство, победившее фашизм, приняло решение сделать Новосибирск центром оборонной промышленности. Географическое положение — в самом центре азиатской части страны, далеко от границ — подходило для этого как нельзя лучше. Основа для этого — предприятия широкого отраслевого профиля в диапазоне от черной и цветной металлургии до точного машиностроения — была уже заложена.
Будущее Новосибирска как центра инноваций также было предопределено еще в те годы. В 1944 году эвакуированные научные институты и опытно-экспериментальные предприятия были объединены в Западно-Сибирский филиал АН СССР, первая сессия которого приступила к работе в первый день мирной жизни.
По окончании войны была предпринята попытка перепрофилирования заводов, выпускавших военную продукцию, на товары народного потребления. Однако наладить конверсионное производство так и не удалось. Мебель, выпускаемая в Новосибирске, была прочной, но примитивной. Одежда и обувь получались практически неизнашиваемыми, но при этом не отвечали требованиям моды и даже простой эстетики.
Вскоре это благое начинание, направленное на быстрое улучшение качества жизни народа, было свернуто — начались холодная война и гонка вооружений.
Конец автомобильного завода
В Новосибирске были попытки создать автомобильную промышленность. В октябре 1945 года начали строить автозавод, а в августе 1946-го уже продемонстрировали две экспериментальные машины НАЗ-253, собранные вручную из трофейных немецких комплектующих. Однако стать родиной знаменитого автомобильного бренда нашему городу было не суждено — эта слава досталась Минску.
«…Когда после выходного дня рабочие автозавода вышли на работу, их собрали и объявили, что завод ликвидируется, а площадка передается под строительство другого, никому неведомого завода», — вспоминал об этих событиях очевидец Сергей Синеев.
Осенью 1948 года в столицу Белоруссии перевезли оборудование и специалистов автомобильного производства, а на освободившихся площадях началось становление новой, совершенно секретной отрасли, связанной прежде всего с созданием «абсолютного оружия».
К 25 декабря 1958 года закончился демонтаж автомобилестроительных мощностей. На площадку привезли стройбатовцев и зеков. Из бывших автозаводчан на новом предприятии оставили 68 человек, прошедших тщательную проверку на благонадежность. Остальных сократили. Проектировщики и управленцы приехали из Москвы.
Место, выбранное для будущего флагмана атомной промышленности, располагалось на болоте. «Корпуса (бывшего НАЗа) были построены на топком месте, один корпус — вообще на болоте. Всегда стояла вода, и мы катались на плотах, — пишет Сергей Синеев. — Мне с солдатами пришлось бурить скважину и брать пробу грунта для исследования. Где бы мы ни бурили, вода везде была очень близко к поверхности, а грунт оказывался плывуном».
В наследство от НАЗа новый завод получил несколько производственных корпусов, склады, гараж, ремесленное училище, котельную с четырьмя котлами, маломощную хлебопекарню, ветхую баню и жилые бараки общей площадью 10 тысяч квадратных метров. В жилье из удобств было только печное отопление. Котельная не работала. Производственные корпуса отапливались от специально пригнанного для этих целей паровоза.
В заводском музее хранится первое письмо директора завода А. М. Михайлова в Главное управление Минхимпрома с грифом «совершенно секретно». Роняя кляксы на листок из школьной тетради, директор писал ученической ручкой: «Завод не имеет пишущей машинки. Нет бумаги. Нет вообще никаких материалов первой необходимости. Заводу неизвестно его юридическое название для внешних сношений».
Так начинался Государственный союзный завод № 250. Под этим номером его знали только посвященные. А обычным гражданам он был известен как Сибирский химический завод Министерства химической промышленности, позднее — п/я 80, затем — НЗХК.
Уникальную продукцию собирали вручную
История федерального государственного унитарного предприятия НПП «Восток» начинается в августе 1949 года, когда согласно постановлению ЦК КПСС и Приказу Министерства промышленности средств связи СССР был организован научно-исследовательский институт вакуумной техники с опытным заводом — НИИ-617. Профиль предприятия определялся как «обеспечение народного хозяйства и военной техники современными и сверхминиатюрными активными элементами».
С первых дней создания НИИ-617 являлся режимным предприятием с системой допусков, велся особый контроль документации. Первыми разработками стали особо прочные сверхминиатюрные стеклянные радиолампы серий «Молекула» и «Патрон». Главным образом они использовались в радиовзрывателях артиллерийских снарядов. Собирали уникальные лампы в крайне сложных условиях — практически вручную, на изношенном оборудовании, при нехватке специалистов и материалов.
«Помню, как в сентябре 1952-го я пришел к директору проситься в очередной отпуск. Мать у меня жила в Саратове. Отпуск — всего 12 дней, туда и обратно не успеть. Решил взять дополнительные административные дни. Прихожу, а он мне: «Ты что, устал, что ли?» Я даже опешил, — вспоминал ветеран завода В. А. Дунаев. — Примером для меня стал мой сосед по общежитию — Мущенко Тимофей Яковлевич. Фронтовик, потерял ногу. Так вот, он вставал ни свет ни заря, чтобы успеть добраться на работу по бездорожью. Работал до поздней ночи, потом приходил домой и падал на постель, не раздеваясь. Лежал до четырех утра, потом вставал, чистил костюм, ботинки и шел на работу».
В те годы большинство новосибирцев ударно работали. Все верили, что их труд нужен Родине, стране, поднимающейся из руин.
ГАЗЕТЫ ТЕХ ЛЕТ
Как строили коммунальный мост
Вопрос о строительстве коммунального моста через Обь был поднят в первом же послевоенном году. Строительство началось в 50-е годы. На возведении мостового перехода работали водолазы-фронтовики, ставившие мосты еще в войну на Днепре и Запорожье.
Газета «Советский воин» в те дни писала: «Монтируют опоры так: сначала на льду устанавливается каркас опоры, затем его опускают на дно реки в плотный гранит. Это — дело водолазов. С взрывчаткой в руках они уходят под лед в любую погоду. Работе очень мешает ил и сильное течение.
-Все делается на ощупь, - рассказывает водолаз Николай Насонов. - У каркасов временных опор чаще всего приходится пробираться на коленях или ползком. Самое главное - не запутаться в их сложных переплетениях. Проходы между ними узкие, сам в скафандре еле протискиваешься, а надо еще протащить огромные камни, чтобы обложить ими свайные основания, свинтить их болтами…»
К 1954 году была возведена большая часть опор. В 1955 году журналист газеты «Сталинское племя» пишет в репортаже со стройки:
«25 февраля Алексей Васильев и Иван Шадрин, бригадиры плотников-высотников, старые друзья и соседи по квартире, как всегда расстались там, где лестница убегает вверх, к металлическим конструкциям строящегося моста. Здесь надо подниматься Алексею, работающему со строителями правобережного участка. «До встречи!» — крикнул Алексей товарищу. «До скорой!» — ответил он. Внизу, по дороге между торосами и сугробами, идет Иван. Вот он уже на середине реки. Вот взбежал по лестнице. Всего несколько метров разделяет их. Кажется, разбегись как следует, прыгни — и окажешься на другом берегу. Но еще одно усилие монтажников — и не надо будет прыгать. На тридцатиметровой высоте сомкнется тяжелая металлическая конструкция моста. Остаются последние метры, последние часы.
Вот и бригада. На двадцатисантиметровом выступе балки жесткости, прикрепившись страховочным поясом, стоит Леонид Зайферд. «Держи! — кричит он Ивану Коростылеву, стоящему напротив него на таком же выступе, и передает тяжелое бревно. Рядом грохочет, рассыпается тяжелая дробь пневматика. Это «нажимает» клепальщик Петр Шмаков. Месяц назад его имя повторяли все строители моста: «Петр Шмаков… 920 заклепок в смену! Четыре нормы!» А сегодня его поздравляют с новым рекордом — 1220 заклепок делает он за восемь чесов. Это почти шесть норм!»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть