aif.ru counter
12.12.2012 08:23
Григорий КРОНИХ
18

Нужен новый формат

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. «АиФ на Оби» 12/12/2012
Фото: АиФ

Промышленность, доставшуюся нам от прошлого века, необходимо перестраивать — традиционные универсальные заводы в новых условиях не выдерживают конкуренции на мировом рынке.

В новосибирском технопарке группа предприятий малого бизнеса при деятельной поддержке государства создала центр прототипирования — работающий образец современного уклада промышленного производства. О первом в России ядре технологического кластера такого типа рассказывает заместитель директора по науке ООО «Унискан» Андрей БРЫЗГАЛОВ.

Нужны новые системы

— Андрей Андреевич, в чем идея и корни технологического центра, созданного на территории новосибирского технопарка?

— Сложившаяся у нас машиностроительная и приборостроительная промышленность — структурно дефективная. Она состоит из так называемых универсальных заводов, которые характерны тем, что в пределах одного предприятия существует бесконечное множество технологий. Такие системы организации производства уже не работают, они были эффективны до конца 80-х годов прошлого века. Сейчас они проиграли по эффективности другим структурам — прежде всего на организационном уровне.

Слабых мест у универсального завода несколько. Так, в пределах одного предприятия невозможно обеспечить качество продукции. Изделие передается из цеха в цех, возвращается, над ним трудятся не лучшие специалисты, а те, которые есть на этом предприятии. Чтобы в такой ситуации обеспечить качество, необходимо организовать контроль после каждой операции, как делалось в ракетной и подобных видах промышленности советского периода, выпускающих специзделия. Однако в современных условиях это очень дорого. Заводы сейчас ищут такие заказы, которые бы максимально полно покрывали их технологические возможности. Но таких изделий не бывает, потому что если завод создавали для производства ракет, то это и есть единственное изделие, соответствующее его технологическому вооружению. Соответственно, рынок заказов у такого традиционного завода очень узкий. Если же открыть ворота для всех, кто хочет воспользоваться любой технологией, хоть одним станком, то рынок существенно расширится.

Заметьте, раньше на многих заводах были цеха печатных плат. Сейчас их изготавливают лишь несколько производителей. То же самое произошло с лазерной резкой: эту услугу заказывают, каждое предприятие не покупает себе это оборудование.

— Это мировая тенденция, так работает промышленное производство?

— Этот подход победил во всем мире — все больше технологических работ выполняется на аутсорсинге. Например, автомобили красят там, где собирают, а мотоциклы уже нет. Везде появились work shop (или job shop) —магазины по продаже технологических услуг. Магазины — потому что они работают на рынок и не делают различия между клиентами. Им все равно, кому точить или красить деталь. И это, как ни парадоксально, обеспечивает качество, потому что если work shop будет красить плохо, клиенты уйдут к конкуренту. К этому же нижнему слою относятся и сборочные предприятия, которые предлагают услуги по сборке.

— Вы сказали «нижний слой». А кто стоит выше?

— Второй, верхний слой — инжиниринговые компании. У нас в стране так называют все что угодно. На самом деле это компании, которые по заказу разрабатывают изделия и организовывают их производство. Они не производят сами, а создают производства на базе work shop. Если какой-то необходимой технологии в work shop нет, то инжиниринговая компания создает специальный завод с этой технологией. Так, австрийская компания AWL разрабатывает и организует производство подвесок, трансмиссий и двигателей для Mersedes Benz и BMW — сами они это делать уже почти не умеют. Такое производство — это магазины услуг, которые объединяются контрактами. В этом принципиальное организационное отличие: универсальный завод выпускает собственную продукцию, а магазины технологических услуг все делают на заказ.

— Кто заказчики этих технологических магазинов?

— Существует три типа заказчиков: государство, брендовые компании и инновационные компании. Инновационные компании — небольшие, они только создают проект, а выполнить его должны другие. Сейчас у нас такая ситуация, что проекты (если они реализуются) вынужденно обременены избыточной инфраструктурой. Она и стоит дорого, и создается долго. И эта проблема бесконечно затрудняет развитие. Поэтому для инновационного бизнеса особенно важна способность work shop комплектовать изделие от одного экземпляра. Такой технологический комплекс, загруженный достаточным количеством заказов, позволяет сократить издержки по производству одного экземпляра изделия. Иначе затраты будут слишком велики, и деятельность будет экономически невыгодна. Именно новые системы управления позволяют обеспечить одновременное выполнение заказов различных объемов — от маленьких (в том числе инновационных компаний) до средних, характерных для начала серийного производства.

Магазин технологий

— Поскольку технологические предприятия того же центра прототипирования (или кластера магазинов технологий) создаются сейчас, можно ли сказать, что их преимущество еще и в том, что они приобретают новейшее оборудование, а традиционные универсальные заводы используют старые основные фонды?

— Нет, дело не в этом, а в системе управления. В конце концов советские ракеты делались на станках своего времени — отчего же падают сегодняшние, изготовленные на современном оборудовании? Главная причина не в станках, а именно в организации. В качестве примера: на одном из предприятий за три месяца мы добились кратного увеличения производительности только за счет организационных мер. И нельзя сказать, что универсальные заводы не покупают современные станки. Покупают, но в плохо организованное производство они вносят еще большую сумятицу: подающие цепочки не успевают обеспечивать современный станок заготовками, а в следующей части производственного цикла цеха не успевают за этим станком.  И еще насчет кластера магазинов технологий. Наш центр пока не является кластером, но может стать его ядром: в состав кластера должны входить также производители конечной продукции, образовательные и исследовательские системы и многое другое. Мы создаем центр кристаллизации, а кластер может сложиться только коллективными усилиями. Надеюсь, что это тоже будет, но несколько позже.

— Как вы пришли к идее создания центра прототипирования — магазина технологий?

— Я бы сказал, сообщества технологических магазинов. Мы ничего не изобретали — этот формат уже существует в мире. С другой стороны, нас подталкивало то, что с ростом нашей компании росла и ее инфраструктура, которая уже стала обременением. И мы начали частями выделять технологии в отдельные предприятия и таким образом предлагать на рынок. При этом мы очень дешево сдавали станки в аренду. Логика такова: если вы покупаете себе стул или автомобиль, то не прописываете для этого бизнес-план — они вам просто нужны и все. То же самое и со станком, который вам нужен, — без него в вашем проекте просто не обойтись. А когда станок уже есть, выгоднее сдать его в аренду, чтобы он не стоял без загрузки. Мы сдаем оборудование под 6% балансовой стоимости в год. Формально станок окупится через 17 лет, а реально исчерпает ресурс — через пять-десять.

— Создание технологического центра приборостроения в новосибирском технопарке поддержали государственные структуры…

— Да, власть в первую очередь увидела, что мы действительно дешево сдавали станки в аренду. Государство поверило нам и стало делать то же самое — покупать оборудование и сдавать его в аренду. В результате на территории технопарка был создан центр технологической поддержки. В его активе сотни заказчиков, которые пользуются его услугами, таким количеством клиентов может похвастаться не каждый завод. Среди них не только инновационные компании, но и крупные предприятия.

— Планируется ли объединение компаний, предоставляющих технологические услуги, в одну структуру?

— Да, необходима компания, которая была бы держателем оборудования, занималась развитием производственной базы и продвижением бренда сообщества компаний Академпарка. Возможно, она будет выполнять функции посредника между крупными заказчиками и инновационными компаниями, потому что крупняк маленькие компании в упор не видит. А компания, обремененная такими основными фондами, вызовет уважение даже у «Газпрома».

— Новосибирский центр прототипирования — первый в России опыт в области новой организации управления производством?

— Насколько нам известно — да. И кроме производства на нем лежит еще одна важная функция — дать возможность «пощупать» успешный опыт, показать путь, по которому можно идти. Это очень важно, потому что в России всегда было и есть много светлых голов, в том числе и среди менеджеров. Проблема в том, что они не верят в то, что можно что-то сделать. А вера — это главная составляющая успеха. На мой взгляд, ситуация не безнадежна, просто промышленности необходим положительный опыт. А Новосибирск имеет все шансы стать центром решения технических проблем крупных заказчиков не только области, но и в Сибири.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество