Примерное время чтения: 7 минут
117

Полпред Виктор Толоконский: В добывающих отраслях сибирской промышленности в 2013 году ожидается спад

Фото: АИФ

 В новосибирской редакции «Аргументов и фактов» полномочный представитель президента РФ Виктор Толоконский рассказал о достижениях сибиряков в 2012 году, а также о перспективах на будущий год. Большинство вопросов было связано с острыми проблемами, которые волнуют почти всех сибиряков: рост цен на бензин, проезд в общественном транспорте и продукты. В основном многие из этих проблем, по мнению полпреда, местная власть может решить самостоятельно — у нее есть механизмы влияния на эти процессы.

-  Виктор Александрович, каким был 2012 год для Сибири?

-  Если говорить об оценках и событиях года уходящего, то для Сибири, как и для России в целом, важными стали политические события: год начался с предвыборной кампании главы государства. С учетом социально-экономических показателей я бы назвал 2012 год годом развития. К проблемам можно отнести засуху в регионах Западной Сибири — сегодня многие хозяйства имеют недостаток кормов, семян. Во всех без исключения регионах появлялись новые промышленные и инфраструктурные объекты: в Горно-Алтайске открылся аэропорт, в Красноярском и Забайкальском краях вводились крупные энергетические мощности, а также, конечно, новые дороги, мосты и социальные объекты. 
- Что ждет сибиряков в 2013 году?
- В 2013 году регионы Восточной Сибири ждет новая программа - серьезные изменения будут происходить в работе с инвестициями: меняются и вводятся новые налоговые и экономические режимы. В Иркутской области и Красноярском крае нужны дополнительные производства нефтегазохимии. Повысить конкурентоспособность регионов мы можем, укрепляя сферу образования и науки. Надеюсь, что сибирские университеты и научные центры будут прилагать максимальные усилия для вхождения в «топовые» рейтинги. Конечно, хотелось бы, чтобы каждый новый год был более результативным, но кризисные явления ощущаются уже сейчас и, наверное, продолжатся в 2013 году. Больше всего это почувствуют экспортно ориентированные отрасли экономики - нас ждет падение спроса на уголь, на цветной и черный метал. Но тем не менее в целом мы ожидаем прирост в экономике и улучшение уровня жизни в Сибири. 
- Этой осенью в Белокурихе прошел молодежный форум Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Сейчас в Алтайском крае обсуждают постоянную работу некого центра ШОС? Как вы к этой идее относитесь и как этот проект будет реализован?
- Молодежный форум стран Шанхайской организации, который прошел в начале ноября, должен иметь очень серьезные и масштабные последствия - организуя форум, мы на это надеялись. На мой взгляд, сибирские регионы должны развивать сотрудничество с азиатскими странами. Мы очень долго в своей внешней политике были ориентированы на Европу, а сегодня стремительное развитие азиатских стран позволяет Сибири активно взаимодействовать с ними в силу географического расположения. На форуме, в частности, обсуждалась идея создания Азиатского федерального университета на базе Алтайского госуниверситета. Интерес к подобным проектам есть и у региона, и у стран-участниц ШОС, и даже у представителей бизнеса, которые также предлагают свою поддержку. Но чтобы это реализовать, нужна активная внутренняя жизнь в регионе.
- Сейчас оживленно обсуждается рейтинг неэффективных вузов, в котором оказались и учебные заведения Сибири, в том числе главный вуз Кузбасса — Кемеровский государственный университет. Какие меры будет предпринимать правительство, чтобы повысить статус и эффективность этого учебного заведения?
- Принцип проведенного ранжирования вузов нельзя назвать полноценным. Например, в оценке не участвовал критерий востребованности выпускников, хотя это одна из главных целей любого вуза. Кроме того, некоторые представители высшей школы сами признавались в некоторой небрежности при подаче информации. На мой взгляд, подобные рейтинги и в целом работа по оценке вузов важны, так как мы должны повысить качество образования. Не думаю, что на основе первого рейтинга будут сделаны структурные выводы: что-то закрыть или реструктуризировать. Сначала необходимо принять специальную программу, а профильное министерство и регион найдут пути, как это сделать. А вот по поводу политики филиалов разных вузов, эксперты сошлись во мнении, что некоторые из них действительно работают неэффективно, поэтому в этой сфере будут определенные решения.
- По итогам мониторинга, который провела Общественная палата России в 17 крупнейших городах России, Красноярск занял второе место среди российских городов по стоимости продуктов питания. По уровню затрат на коммунальные услуги Красноярск занимает четвертое место. В этом году повышалась стоимость бензина, тариф на проезд в общественном транспорте подняли в ноябре сразу на три рубля. В общем, растет все, кроме зарплат. Как жить людям в таком дорогом Красноярске?
- Есть объективная тенденция в регионе, когда цены коррелируют со спросом, а Красноярск — растущий город с зарплатами выше, чем в среднем по Сибири, и покупательная способность в регионе выше, чем во многих других сибирских территориях. Такие параметры характеризуют экономически сильный регион. В Сибири есть два региона, где цены на бензин значительно ниже - Кузбасс и Алтайский край, есть более высокие - в Забайкалье и Иркутской области, а вот Красноярск, Новосибирск, Томск в этом списке находятся заметно ниже. В то же время развитие региона в соответствии с общими тенденциями, конечно же, не означает, что перед органами власти не стоит задача по регулированию продовольственного рынка. Она есть, и я обязательно обращу внимание на это местные органы власти. Например, можно принимать меры по стимулированию конкуренции, организации простых форм торговли - рмарки, где продукты будут значительно дешевле, чем в супермаркетах.
- В Омске, как и в Красноярске, наравне с ростом цен на продукты и услуги ЖКХ резко подорожал проезд на транспорте с 12 до 16-18 рублей, а в маршрутках рублей на 7? Как жителям Омска реагировать на это или может лучше ходить пешком?
- Эту ситуацию я готов взять на рассмотрение и поговорить с губернатором и мэром. Обычно это делается плавно. Думаю, для Омска 16 рублей многовато, если даже Новосибирск обходится 14 рублями. На мой взгляд, конкуренция на рынке пассажирских перевозок способна сдерживать рост тарифов. 
- В Томской области собираются построить атомную электростанцию (АЭС)? Целесообразно ли появление этого опасного объекта, на ваш взгляд, в нашем регионе? 
- Не совсем правильно считать АЭС опасными. Но все-таки есть правило, когда к атомной энергетике прибегают тогда, когда нет других эффективных источников энергии. И это правило должно действовать и в Томске. В Сибири избыток энергоресурсов. В соседнем с Томском Кузбассе ежегодно добывают 200 миллионов тонн угля, чтобы сохранить даже такую добычу, нужно развивать внутренний спрос, так как вывозить уголь на экспорт неэффективно. Кроме того, в Томске есть природный газ с нарастающей добычей, поэтому нужно все считать. Решения о строительстве пока нет. Уверен, эксперты будут еще проводить различные оценки проекта, но в любом случае, не может быть решения о строительстве АЭС, которое бы угрожало экологии региона.

- Новосибирск - лидер в Сибири по долгостроям и числу обманутых дольщиков, но вместе с тем бывший президент Дмитрий Медведев давал поручение разобраться с ситуацией и внести ясность по каждому объекту. Будут ли наказываться губернаторы за невыполнение этого поручения?
- В Сибири остается немного домов, по которым нет понимания, каковы источники инвестирования и сроки сдачи объекта. В основном регионы с этим справились. В Новосибирске такой ясности пока нет в отношении многих домов. Сейчас президент Владимир Путин уточнил эту задачу и поручил правительству совместно с субъектами Федерации до конца квартала следующего года определить уполномоченный орган федеральной власти, источник финансовой поддержки и сроки завершения строительства. Таким образом, сроки решения этой задачи сдвинуты на конец первого квартала. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах