Примерное время чтения: 7 минут
560

Педагог о сочинении в ЕГЭ: «Придется учиться мыслить»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ на Оби 04/06/2014 Сюжет ЕГЭ-2014 в Новосибирске
Написать хорошее сочинение могут совсем немногие.
Написать хорошее сочинение могут совсем немногие. / Нина Зуева / АиФ

Десятилетнее царствование ЕГЭ сделало своё «чёрное» дело: сегодня мало кто из школьников может изложить свои мысли в виде большого логически связного текста. Поэтому такой экзамен, как сочинение, нужно вводить поэтапно, считает Лилия Кайраканова, учитель русского языка и литературы, заместитель директора гимназии № 1.

ЕГЭ привел к массовому отупению?

Варвара Канаева, «АиФ-Новосибирск»:  Старшеклассники, которые будут заканчивать школу в следующем году, переживают: ведь говорят, что снова в выпускных экзаменах появится сочинение?

Лилия Кайраканова:  Да, со следующего учебного года одиннадцатиклассники опять будут писать сочинение. Это новшество вызвало в нашем педагогическом сообществе волну обсуждения. Учителя уже привыкли к формату ЕГЭ и, будем называть всё своими именами, к натаскиванию учеников, к тестовой форме работы. У каждого педагога выработана своя технология подготовки выпускников, работы с тестами. И вдруг надо переходить на подготовку к написанию сочинения. Это значит, что нужно в корне менять подходы. Не секрет, что сегодня мало кто из старшеклассников может изложить свои мысли в виде большого логически выстроенного текста. Хорошо ещё, что ввели сочинение не в этом, а в следующем году. Хотя, считаю, что и через год писать его ещё рано…

— Неужели всё так плохо? Но ведь считается, что уровень российских школьников достаточно высокий по сравнению, например, с американскими.

— Формат ЕГЭ снизил способность российских учеников создавать связные аргументированные тексты не по шаблону. Помните скандал прошлого года, когда в сети до ЕГЭ по русскому языку появились готовые задания из части «С». Проверяя работы, мы обнаружили, что у многих часть «С» написана, словно под копирку…

Педагог: хорошо еще, что сочинение ввели не в этом, а в следующем году. Фото: АиФ / Нина Зуева

Говоря другими словами, экзамены в форме ЕГЭ сделали своё дело. Ведь главное было научить отвечать на тесты. Учителя не старались развить у учеников способности связной устной и письменной речи. И вот результат: проблема молодёжи сегодня — это клиповое сознание. На нас, словесников, в связи с вводом сочинения ложится обязанность научить всех без исключения детей иному мыслительному процессу — долгому, глубокому философствованию.

— Но возможно ли это сделать за столь короткий срок?

— Увы, сегодня привычное чтение наших учеников — это короткие информационные сообщения в соцсетях без языковых изысков. Им нет необходимости пополнять свой словарный запас для того, чтобы общаться со сверстниками. К сожалению, такие романы, как «Война и мир» Л. Н. Толстого или «Отцы и дети» И. С. Тургенева полностью сейчас читают очень немногие дети. Они не могут воспринять, усвоить. Необходимость поднять уровень преподавания литературы в школе возникла давно. И появление сочинение в ЕГЭ может стать стимулом не только для умственного, но и для личностного развития учеников. Но, возможно, многие учителя вынуждены будут уйти из школы, потому что это бремя далеко не всем по плечу.

Полюбить Толстого

— А известно, как будет проходить экзамен в обновлённом виде?

— Есть несколько предложений. В Москве сформировали рабочую группу, которая предлагает вводить сочинение как итоговый экзамен, поэтапно. Кстати, это поддерживает большинство учителей русского языка и литературы.

Предположительно, должен быть переходный период с 2014 по 2019 год. Основное изменение коснётся ЕГЭ по русскому языку в части «С» (при этом ЕГЭ по литературе остаётся без изменений для тех, кто выбрал его как дополнительный экзамен). Вместо текста по предложенному отрывку на 150 слов выпускники будут писать развёрнутую работу по одной из предложенных тем, не менее 450 слов. Темы предлагают такие: либо условно традиционные по конкретным произведениям, например, «Автор и Герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», либо общелитературные с выбором материала самим учащимся, например, «Отцы и дети в литературе», либо темы-эссе по цитатам. Такой щадящий подход позволит нам безболезненно перейти к сочинению как к форме экзамена.

В 2019 году в старших классах планируют ввести единый предмет «русский язык и литература». И в итоговой аттестации должны произойти принципиальные изменения. В 11 классе выпускники будут писать сочинение, в оценке за которое предусмотрена оценка и за русский язык.

Необходимость поднять уровень преподавания литературы в школе возникла давно, считают педагоги. Фото: АиФ / Нина Зуева

Мне близка интересная идея Майи Пильдес, директора петербургской гимназии № 56, народного учителя РФ. Она считает, что сочинение должно стать частью майской промежуточной аттестации учеников и проходить экзамен должен в устной форме. Эта аттестация проводится как допуск к ЕГЭ. Выпускник готовит индивидуальный проект в форме сочинения, который потом защищает перед комиссией. А после защиты ученик устно отвечает на один из проблемных вопросов по курсу русской литературы 9–11 класса. Такой подход позволит выявить уровень подготовки каждого ученика, его личностную позицию и уровень культуры устной речи.

— Чтобы уметь писать сочинение, логически излагать свои мысли, человек должен много читать классической литературы. Можно ли приучить школьников к такому сложному чтению?

— Думаю, что возможно. Важна и личность учителя (как он сможет раскрыть произведение), и правильный выбор книги. В начале моей работы у меня был сложный 10-й класс. Ребята были не приучены к чтению. Про таких говорят: «звёзд с неба не хватают». Но у меня как-то сразу установились с ними доверительные, добрые отношения. И я решила провести открытый урок. Мои коллеги меня отговаривали — не верили, что эти дети смогут показать хороший уровень, думали, подведут меня. Но я решилась — выбрала одно из своих любимых произведений — «Грозу» Островского, рассказала о нём ученикам… Мне удалось их заинтересовать. Позже я была поражена тем, что все до единого прочли пьесу! Ребята вдумчиво работали, высказывали очень интересные мысли. На моём открытом уроке присутствовали очень строгие педагоги, но все они после урока аплодировали детям — я такого никогда не видела. Это стало прорывом. Мои ребята полюбили литературу, а потом прекрасно написали выпускное сочинение. Так что научить можно, нужно только очень захотеть!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах