Примерное время чтения: 8 минут
833

Покупатель всегда прав? Что делать, если торговые сети нарушают правила

В советское время лозунг «Покупатель всегда прав!» призывал продавцов магазинов, где были пустые прилавки, к выдержке и вежливости. Сегодня ассортимент торговых сетей широк. Яркие обёртки товаров манят и соблазняют. А вот сотрудники не всегда вежливы. Между тем, российское законодательство и сегодня защищает граждан, только нужно знать, как действовать. 

Травма — в магазине

Новосибирец Николай Огнев не мог ходить несколько дней. Он получил травму… в торговом зале. Николай рассказывает:  «В одном из магазинов на Гусинобродском шоссе сотрудник наехал мне на ногу металлической коляской. У меня есть об этом справка с диагнозом «ушиб нижней части правой голени». Несколько дней боль от травмы не давала спать, и работать несколько дней я не мог. Поэтому хотел бы получить 10 тыс. рублей за травму. Но от администрации магазина получил только письменные извинения».

В магазине покупателя порой ожидает не только радость приобретения, но и ...опасность получить травму Фото: www.russianlook.com

Как пояснили в пресс-службе ГУ МВД России по НСО, в таких случаях, чтобы получить материальную компенсацию, если на руках у пострадавшего есть справка о полученной травме, нужно обращаться с иском в суд.

Жительнице Новосибирска несколько дней пришлось добиваться правильного оформления документов на дорогостоящую вещь. Ирина Веронская хотела сделать себе подарок:  «Я давно мечтала о музыкальном центре. Недавно у меня был день рождения, друзья подарили мне деньги, и я поехала выбирать его. Но дома оказалось, что номера на гарантийном талоне и на самой аппаратуре не совпадают. На мой телефонный звонок продавцы сказали: «Привозите центр в магазин и получите гарантийный талон». Но мне сделать это непросто, ведь я — инвалид 2-й группы. И денег на такси нет. Они ведь сами виноваты — ошиблись. Так почему я должна платить за их ошибку? А теперь мне в магазине говорят, что с момента покупки товара прошло более 10 дней — значит, менять мне его не будут. Получается, что и гарантия теперь не действует?»

Торговая сеть неправильно трактует законодательство. Как пояснили в отделе по защите прав потребителей мэрии Новосибирска, потребитель вправе предъявить требование к качеству товара в течение 2 лет с момента продажи. Здесь идёт речь о несоответствии документов, то есть продавцы просто просмотрели. В таких случаях, в соответствии со статьёй 18 Закона «О защите прав потребителей», перевоз крупногабаритного товара (весом более 5 кг) для ремонта, уценки, замены его или возврата проводится за счёт продавца. Покупателю нужно заказать такси, взять чек или квитанцию о проезде, а потом присовокупить его к претензии о возмещении убытков. Свою претензию необходимо предъявить любому сотруднику магазина, который должен на копии, которая остаётся у покупателя, расписаться в получении. В течение 10 дней магазин должен принять решение о возмещении убытков покупателю и известить его об этом. Если этого не произойдёт, можно обратиться к специалистам по защите прав, которые помогут составить исковое заявление в суд.

Всё — в камеру

Пакеты и объёмные сумки, с которыми покупатели пришли в магазин, торговые сети требуют сдать в камеру хранения. Ксения Веселова решила не сдавать свой пакет. «Здесь дело принципа, — продолжает она. — Моя знакомая оставила вещи в кабинке под номером 6. В пакете у неё были фрукты и подарок для мужа на годовщину свадьбы. Она вышла из магазина, пришла домой, а в пакете обнаружила… чужую юбку и ещё какие-то предметы одежды. Позвонила в магазин. Оказалось, что она взяла вещи из кабинки под номером 9. На брелках ведь непонятно, цифра 6 нарисована или 9. Причём пакеты в кабинках оказались одинаковыми! В этом случае всё обошлось — девушки просто поменялись пакетами. Но возникает вопрос: почему подошли ключи? Получается, что у кабинок одинаковые ключи, и ваши вещи забрать может кто угодно?»

Обойдя торговый зал и набрав в корзину покупок, Ксения подошла к кассе, где начались неприятности. Девушка рассказывает: «На кассе меня остановил кассир и потребовал: «Покажите, что у вас в пакете». Я возражаю: «Почему? На каком основании я должна показывать персоналу свои вещи?» За те товары, которые набрала в корзину, я рассчиталась и собиралась уйти домой. Но конфликт только начался. К кассе к тому времени подошёл охранник, который стал настаивать, чтобы я раскрыла свой пакет и показала его содержимое. «В противном случае, — пригрозил он, — придётся вызывать полицию. Понимаете, существуют правила магазина…»

При покупке бытовой техники следует особое внимание уделить оформлению документов Фото: www.russianlook.com

Но почему я должна оставлять свои вещи в кабинке, к которой подойдёт любой ключ из других таких же кабинок? При этом магазин не несёт ответственности за оставленные вещи — об этом чёрным по белому написано в объявлении, которое висит на стене…

Я была вынуждена сидеть минут 10 и ждать полицейского. Когда он прибыл, пришлось подвергнуться унизительной процедуре. В моём пакете ничего не было, кроме газеты и туфель. Поскольку этих товаров не было на прилавках, передо мной извинились. Мне непонятно: почему магазины придумывают какие-то свои правила, которые порой нарушают права граждан?»

Начальник юридического отдела защиты прав потребителей (Новосибирская региональная общественная организация) Денис Карлов на стороне покупательницы. Он говорит: «Российским законодательством не установлено, что посетитель магазина должен оставлять свои вещи в кабинке камеры хранения. Так что покупатели не обязаны этого делать. Но если у магазина есть по поводу вас какие-либо подозрения, охрана имеет право задержать вас и вызвать полицию для осмотра. Открывать вашу сумку, смотреть ваши вещи имеет право только полиция».

Получить официальный комментарий от крупных сетей и магазинов не получилось. К тому же руководители и заведующие не отвечали на телефонные звонки и не перезванивали на оставленный сотовый телефон редакции. В неофициальной    беседе заведующая магазином, которая пожелала остаться неизвестной, призналась, что это один из методов борьбы с воровством: «Граждане почти ежедневно выносят не расплачиваясь из зала немало товара. Хотя везде стоят видеокамеры, но они не спасают от воришек. Магазин постоянно несёт большие убытки. Затолкать товар в пакет или большую сумку проще, чем в карман. Поэтому не разрешается проносить их в торговый зал».

Елена Михайлова, начальник отдела по защите прав потребителей мэрии Новосибирска: «По российскому законодательству никто не может заставить покупателя принудительно пользоваться камерой хранения. Если вы не хотите оставлять там свои вещи, нужно просто предупредить кассира или службу безопасности магазина об этом перед тем, как вы войдёте в торговый зал.

Табличка типа «Администрация магазина не несет ответственности за оставленные вещи» не имеет юридической силы (гл. 47 Гражданского кодекса РФ). Если гражданин оставил вещи в кабинке магазина и получил жетон или ключ с номерком, организация автоматически обязана обеспечить их сохранность. Потребитель защищен законодательством.

Если произошла неприятность (вещи из кабинки камеры хранения пропали), нужно потребовать от администрации магазина составить акт. Если вам отказывают — вызвать полицию. Но чтобы зафиксировать этот факт, нужны свидетельские показания. Говоря другими словами, чтобы кто-то подтвердил, что у вас были вещи, которые исчезли. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах