Новосибирское издательство «Советская Сибирь» отмечает 90-летний юбилей. Когда-то в его цехах печатали миллионные тиражи газет и советских глянцевых журналов.
Твердый переплет — в прошлом
— Вячеслав Александрович, в советское время «Советская Сибирь» печатала десятки газет для миллионов читателей. Сейчас говорят, что конец бумажных газет не за горами. Твёрдый переплёт — в прошлом
— Цифровые носители информации всё активнее входят в нашу жизнь, выдавливая печатную продукцию. Рынок газетного производства будет жив, пока не уйдут читатели, которые привыкли начинать утро с чашки кофе и свежей прессы. Ведь многие печатные носители информации невозможно заменить электронными гаджетами. Взять те же тестеры и пробники, которые прилагаются к глянцевым журналам. У глянца вообще другие задачи, он выполняет развлекательную, а не информационную функцию. Кстати, парадокс, но многие специализированные глянцевые издания минувший кризис перенесли незаметно. А вот с информационными изданиями сложнее. Я сам для работы использую гаджеты, потому что удобно в пробках не тратить время, а получать ту информацию, которую раньше узнавал из газет. Но по привычке я всё равно прочитываю две газеты в день.
В целом рынок газетного производства за последние десять лет существенно упал. Это мировая тенденция, здесь нет никаких российских особенностей. Закрываются крупнейшие издания с двухсотлетней историей. Но при этом есть страны, где общий уровень информатизации ещё далёк от цивилизованного. Индия, Индонезия, Китай демонстрируют просто фантастический для нашего времени рост тиражей. А эти три страны — половина населения планеты. Сколько этот рост будет ещё продолжаться? Пока не насытится рынок или печатные издания не сменят цифровые.
Думаю, на наш век ещё хватит поработать в этом направлении. Если наше предприятие прежде славилось выпуском газет, то сегодня корзина заказов включает в себя и журналы, и книги, и учебные пособия, и упаковку.
— Какие книги сейчас издают?
— Развивается рынок книг в мягком переплёте. Мы печатаем в основном учебную литературу. Сейчас полный набор учебников для первоклассника в твёрдом переплёте весит 13–15 кг. Уже несколько лет назад было понятно, что рано или поздно школа перейдёт либо на мягкий переплёт, либо на электронные учебники. В итоге решили не делать инвестиции в издание книг в твёрдом переплёте. Этим летом демонтировали технологическую линию по производству таких книг как бесперспективную. Её, кстати, смонтировали ещё в 1960-е годы, ведь она требовала гигантских тиражей. В среднем даже федеральные издатели сегодня заказывают тиражи в 15–20 тыс. книг одного наименования. Взамен купили оборудование для шито-клееных переплётов. Это учебные пособия, методички — всё, что по отраслевой классификации называется брошюрой.
Книга в классическом переплёте сегодня не может быть конкурентоспособной при существующих трудозатратах и вложениях в оборудование. Покупать для её производства классическое высокопроизводительное оборудование при существующих объёмах рынка нецелесообразно.
— Какое же оборудование сейчас нужно покупать?
— Наша отрасль меняется на глазах. Раньше как считали? Надо купить такую машину, чтобы она не ломалась, работала лет 30–40, а то и полвека. Когда я пришёл сюда работать, в нашем газетном цехе были машины, инсталлированные в 1989 году. Великолепное немецкое оборудование: к 2000 году они были изношены от силы на 30 процентов. Машинам ещё работать и работать, но они морально устарели всего через десять лет. Поэтому сегодня для полиграфии нужны машины, которые отработают пять- шесть лет, но за это время окупятся, чтобы на заработанные деньги можно было купить что-то более востребованное рынком. Поменялась сама философия амортизации капитальных вложений в основное производство. Хотя это общая тенденция...
Государство — в стороне
— Как сейчас обстоит дело с кадрами?
— Тема больная… Полиграфия — это высокотехнологичная отрасль на стыке физики, химии и механики. И прежняя система подготовки кадров разрушена. Остались Московский университет печати, обеспечивающий кадрами Москву и Московскую область, полиграфический факультет в Омске, островки среднетехнического образования. Но единой системы не существует. Кстати, это касается и разработки стандартов образования, старые ведь безнадежно устарели, но государство не участвует в их создании.
— Почему?
— Наша отрасль вообще долго существовала на положении падчерицы. За 13 лет нам трижды меняли ведомственное подчинение. Сначала нас курировало Министерство печати, потом культуры, сейчас — связи. Долго власти не понимали, да и сейчас не понимают, к какой сфере нас отнести. Отсюда и многие проблемы. Нам предлагают объединяться в отраслевой союз и самим решать свои проблемы. Но у типографии, которая печатает визитки и арендует маленький офис, и большого полиграфического завода разные проблемы, чтобы обсуждать их вместе.
— А что с профильным ресурсным центром, который открыли пару лет назад на базе Сибирского государственного колледжа печати и информационных технологий? Это помогает вам в развитии?
— Я решаю вопрос комплектации штата исключительно силами своей кадровой службы. Студенты колледжа бывают у нас на практике, но на работу почти не приходят. Впрочем, сейчас вообще на производство молодёжь идет плохо. Все хотят быть менеджерами, юристами, экономистами. Увы, престиж рабочей профессии утерян. Посмотрите на Чкаловский завод: и деньги есть, и заказы есть, а работать некому. И по мановению руки проблему не решишь. Где взять квалифицированных рабочих? Современная печатный комплекс «Унисет-70» в нашем производстве стоит 15 млн евро. За ночь он способен превратить в макулатуру два вагона бумаги, если за пульт встанет неуч. Мало того, он и саму машину может вывести из строя. От операторов требуются высокая квалификация и ответственность. Такие специалисты — штучный товар, и отношение к ним соответствующее. Поэтому трудности с набором сотрудников такого класса есть, хотя зарплаты неплохие. В основном приходится готовить их самостоятельно.
Справка:
Издательство «Советская Сибирь» открыли в Новосибирске в 1923 году. В советское время оно было вторым по величине в стране после «Правды». Сегодня это крупнейшая типография за Уралом. С 2001 года её возглавляет Вячеслав Корягин. Историк по образованию, с 1990-х годов в издательском бизнесе.