aif.ru counter
425

Советы психолога. Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Как подготовить малышей к учебе, приучить их к новой обстановке, ответственности и жизни в коллективе, «АиФ-Новосибирск» рассказала детский и семейный психолог Екатерина Рахметова.
Как подготовить малышей к учебе, приучить их к новой обстановке, ответственности и жизни в коллективе, «АиФ-Новосибирск» рассказала детский и семейный психолог Екатерина Рахметова. © / Александр Витвицкий / АиФ

Стартовал новый учебный год — особенно напряженный для первоклассников и их родителей. Как подготовить малышей к учебе, приучить их к новой обстановке, ответственности и жизни в коллективе, «АиФ-Новосибирск» рассказала детский и семейный психолог Екатерина Рахметова. 

Как правильно психологически подготовить первоклассника к новому образу жизни?

Обычно у первоклассника уже есть опыт нахождения в социальном коллективе вне семьи – это может быть детский сад, спортивные секции, развивающие кружки. Школа будет следующей ступенькой, и подготовкой к ней может служить рассказ родителей, совместный просмотр и обсуждение фильмов и мультфильмов на школьную тему, игра со взрослыми или сверстниками «в школу». Игра хороша тем, что будущий школьник может попробовать разные стратегии поведения, выработать для себя какой-то план, скорректировать свои ожидания.

Чего нужно избегать родителям при таких совместных занятиях:

  • Излишней тревожности. Если вы, напряженно вглядываясь в глаза первокласснику, будете говорить, что урок длится 40 минут и все это время надо сидеть (а про себя думать: «А ты у меня такой непоседа!»), то ребенок считает ваше состояние как небезопасное, и будет сам тревожиться по поводу школы. В таком случае адаптация будет затруднена, много энергии уйдет в страхи.
  • Нотаций, запугивания. «Надо хорошо учиться! Надо слушаться учителя! Будешь плохо учиться, пойдешь работать дворником!» Бедный ребенок еще не видел школы, а уже начинает ее не только бояться, но и ненавидеть.
  • Негативного настроя. «Ну вот, скоро школа, кончилась твоя и моя свободная жизнь!» Надо ли говорить, что поймет из этого ребенок?

Помочь ребенку адаптироваться можно рассказами о своем школьном опыте, сделав акцент на том, что этап важный и интересный, звание школьника почетное, ребенок точно справится и вы всегда готовы помочь.

Важно родителям уяснить простую истину – школа нужна, что ребенок получил знания и навыки. Не стоит драматизировать, относиться к школе, как к Голгофе или Небесному суду, месту, где он должен доказать свое право на уважение и прочее.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе, завести друзей, если он от природы очень стеснительный?

Все дети разные. А друзья и хорошие оценки бывают не только у самых бойких.


Родитель может помочь тем, что не будет особенно тревожиться на эту тему, а, зная такую особенность своего ребенка, не будет на него давить.


Хорошо бывать вместе на мероприятиях, где много других детей – это могут быть праздники, соревнования, мастер-классы. Важно давать ребенку поддержку и выбор: «Тут классно и весело. Мы можем постоять у стенки и посмотреть, но если ты захочешь и будешь готов, в любой момент ты можешь принять участие в том, что происходит.»

Если ребенок стесняется первое время, а потом идет на контакт и получает удовольствие от общения, можете устроить детскую вечеринку на вашей территории – это придаст уверенности малышу, он будет чувствовать себя в безопасности и не станет тратить силы на адаптацию к новому месту, сможет легче контактировать с другими.

Также о такой особенности ребенка можно сообщить педагогу, попросить первое время учитывать это при общении на уроках. Как правило, учителя идут навстречу пожеланиям родителей, так как заинтересованы в успешности учебного процесса.

Что делать, если в классе у ребенка возникают конфликты?

  • Если ребенок по приходе из школы жалуется на одноклассника, что тот отвлекал его во время урока или не давал поиграть в свой телефон на перемене, то будет достаточно простого разговора — с целью научить, как можно справляться с такими ситуациями.
  • Если ребенок стал замкнутым, его одежда и/или содержимое рюкзака грязные и порванные, если вы увидели синяк (и это было не один раз), то это повод наведаться в школу и составить разговор с педагогом. Конечно, предварительно обсудив произошедшее с ребенком. Важно пресечь ситуацию травли, когда один или несколько учеников выбирают жертву и начинают планомерно издеваться над ней. Ребенок один не справится, травля – симптом коллектива и возникает при попустительстве взрослых.
  • Если ребенок служит источником конфликтов в коллективе или с педагогами, то это повод обратить внимание на то, что же такое с ним происходит. Зачастую младшеклассник не в силах сообщить о своих проблемах напрямую, он сигналит плохим, протестным и конфликтным поведением. Если самим выяснить и устранить причину не удалось, стоит обратиться к психологу. 
  • Если у ребенка конфликт с педагогом, то опять же, вмешательство родителей необходимо – понять причину и попытаться договориться с обеими сторонами. В особо тяжелых случаях эффективнее перевести ребенка в другой класс, к другому учителю – в ситуации конфликта и недоброжелательного отношения со стороны педагога процесс обучения успешным не будет.

Как правильно настроить ребенка на прилежную учебу?

Обучение происходит в точке интереса. Ребенок должен быть спокоен, исключена ситуация стресса. Что это означает? Изначально любой ребенок хочет быть успешным, он хочет нравиться значимому взрослому (будь то родитель или учитель). Если ребенку рассказать о том, что от него ожидают, и он способен это дать, то он будет стараться соответствовать.

Сложности начинаются от нереалистичных ожиданий: семилетний ребенок не способен все свои силы направлять в учебное русло – по природе своей он старается познать этот мир, адаптироваться к нему, что вовсе не ограничивается уроками и домашними заданиями. Плюс – все дети разные. Неудача в школе — не повод вешать на ребенка ярлык неуспешности, на ваши с ним отношения не должны влиять оценки и отзывы учителей. Самая худшая ситуация, когда ребенок оказывается между двух огней – с одной стороны пилит школа, с другой – родители. Ребенок замыкается и уходит в протест, из этой ситуации очень тяжело будет выйти. Не пережмите с воспитанием в угоду учебному процессу – это и неэффективно, и ведет к ухудшению отношений с ребенком.

Теплые, доверительные отношения с родителем, похвала за успехи (кому-то ради тройки надо трудиться изо всех сил, если эти старания не отметить, мотивация падает) создает правильную атмосферу для прилежной учебы.

Как приучить ребенка к дисциплине — рано вставать, собирать портфель, слушать учителя, выполнять домашние задания?

До школы понаблюдайте за своим ребенком – насколько ему удается в разных играх соблюдать правила, как он реагирует на ситуацию проигрыша, сколько времени он может уделять одному занятию, как реагирует на ваши просьбы и запреты. И, в соответствии с увиденным, корректируйте свои ожидания по поводу школьной дисциплины.

Важно понять, что именно трудно дается ребенку. Кому-то поможет визуальная таблица с перечнем дел, кому-то — занятия по будильнику, кому-то занятия с нейропсихологом (особенно дислектикам, дисграфикам и детям с СДВГ). И абсолютно всем будут полезны подбадривания, вера, похвала, готовность помочь, да и просто обнять – со стороны родителей.

Как родителям соблюсти баланс между учебой и отдыхом, как не перегрузить первоклассника?

Важный вопрос. В норме адаптация занимает 2-3 месяца, хорошо бы на это время не планировать никаких других дополнительных занятий для ребенка. Дать возможность отдыхать и играть после школы, в первом классе домашних заданий быть не должно. Если к ноябрю-декабрю первоклассник научился сидеть на уроках, рано вставать каждое буднее утро, если сохраняет бодрость и хорошее настроение большую часть дня, то можно думать о дополнительных занятиях (спортивных секциях, кружках). Не забывайте о том, что у каждого ребенка должно быть свободное время безо всяких занятий – не менее часа в будний день, в выходные – больше.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах