Подержанные трамваи, троллейбусы, а иногда и автобусы возят пассажиров в сибирских городах. Часто б/у транспорт приходит из столицы, где автопарки регулярно обновляют.
Не новички
Недавно по новосибирским пабликам в соцсетях разлетелись фотографии ржавых троллейбусов, которые привезли из Твери. Они около 10 лет проработали на дорогах этого города. Теперь их отремонтируют, покрасят, и они заменят ещё более устаревшие, которые сейчас ездят по мегаполису. Всего в Новосибирске 258 троллейбусов, многие из них в плачевном состоянии. По словам заместителя мэра Новосибирска Олега Клемешова, средний возраст новосибирского троллейбуса – 20 лет.
Однако подержанный транспорт не всегда передаётся от города городу в дар, а порой и покупается одним муниципалитетом у другого. В кругленькую сумму обходится и доставка такого негабаритного груза. Например, троллейбусы из Твери в Новосибирск доехали за сумму чуть меньшую, чем 4 миллиона рублей. Сведения об этом есть на сайте госзакупок, где объявлялся тендер на доставку троллейбусов.
Активно в Новосибирске «омолаживается» парк трамваев за счёт подержанных из Москвы. В прошлом году на линию вышли двадцатилетние вагоны, которые столица передала в дар. Первые поставки трамваев начались ещё в 2016 году. Тогда МКП «Горэлектротранспорт» приобрёл 10 подержанных единиц у «Мосгортранса» за 4,5 млн рублей.
При этом общие затраты муниципалитета на один подержанный трамвай составляют порядка 516 тыс. рублей.
Конечно, это гораздо дешевле покупки нового, который обойдётся примерно в 25 миллионов рублей, а то и больше. Но сколько ещё отходит видавший московские пробки трамвай или тверской троллейбус?
Колесят по Сибири
Между тем столица охотно делится б/у транспортом и с Томском, и с Омском. В этих городах тоже получали трамваи. Например, в Омск этим летом доставили три вагона. По словам директора муниципального предприятия «Электрический транспорт» Сергея Ткалуна, средний возраст омских трамваев 26 лет, а транспорт из Москвы 2007–2009 годов выпуска находится в хорошем состоянии.
«Ну, зачем нам старые трамваи? Может быть, лучше купить несколько новых вместо десяти старых? – рассуждает житель Омска Дмитрий Петров. – Так постепенно можно весь парк обновить. Омск же у нас не маленький!»
Но некоторые сибирские города всё же получают новый транспорт. Так, в Омск этой осенью доставили «свеженький» троллейбус. В его мэрии сообщили, что с Государственной лизинговой компанией заключён контракт на 440,38 млн рублей. Город получит 33 троллейбуса. При этом муниципалитет оплатит 40%, а 60% перечислят из средств федеральной субсидии, которую сибирский город получил в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные
дороги».
Несколько новых электробусов привезли и в Новокузнецк весной прошлого года. В этом году власти здесь заявили о покупке новых трамваев, а до этого также «подлатали» парк вагонов московскими единицами. Но при этом во время реконструкции проспекта Металлургов убрали трамвайные рельсы и изменили маршруты. Ранее трамвай перестал ходить по проспекту Курако, и местные жители боятся, что этот вид транспорта постепенно исчезнет в южной столице Кузбасса.
Конечно, жаль, что закупки современного и нового транспорта – нечастое явление в сибирских городах. Пока первопрестольная модернизирует свой парк трамваев, меняет троллейбусы на электробусы и избавляется от морально устаревших единиц, здесь их ждут как спасение транспортной системы.
Обновят по программе
В конце 2018 года Минтранспорта России объявило, что по Национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с 2020 года начнёт действовать пятилетняя программа по обновлению городского пассажирского транспорта. По ней регионам выделяется 20 миллиардов рублей – по четыре миллиарда в год.
В эту программу попали Кемерово и Омск, а Новосибирск, который готовится принять крупные спортивные соревнования, – нет. Регионы, которым повезло попасть в программу, уже в этом году на льготных условиях – 60% стоимости транспорта оплачивается из Фонда национального благосостояния – получают первые троллейбусы, автобусы и трамваи.